Дополнительная оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда осуществляется в соответствии с положениями статей 146 и 147 ТК РФ.
Эти выплаты относятся к компенсационным выплатам по оплате труда, в связи с чем являются гарантированными. Это означает следующее. Если работник занят в указанных условиях труда, он имеет право на получение дополнительных выплат по оплате труда, а работодатель со своей стороны обязан их обеспечить.
Исходя из положений статьи 147 ТК РФ оплата труда на работах с вредными и (или) опасными условиями должна производиться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры выплат устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. При определении параметров дополнительных выплат учреждения вправе исходить из положений соответствующих нормативных правовых актов, включая внутриведомственные приказы, отраслевые (тарифные) соглашения и т. п.
Однако в любом случае размер дополнительной оплаты не может составлять менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для работ с нормальными условиями труда. Именно такой минимально гарантированный размер оплаты труда определен Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда".
В течение 6 месяцев со дня издания указанного Постановления Правительства РФ Минздравсоцразвития России должно было определить минимальные размеры повышения оплаты труда в зависимости от класса условий труда, а также условия осуществления рассматриваемых дополнительных выплат по оплате труда (до настоящего времени не определены).
До издания Минздравсоцразвития России соответствующих нормативных правовых актов учреждения вправе самостоятельно определять, каким категориям работников производить дополнительные выплаты по оплате труда, в каких размерах и по каким правилам.
Данные вопросы рекомендуется оговорить в принимаемых на уровне учреждения коллективном договоре и (или) локальных нормативных актах (положении об оплате труда и т. п.).
Для того чтобы определить перечень работников, которым могут устанавливаться дополнительные выплаты, можно применять два варианта. В первом случае учреждение ориентируется на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, во втором оно руководствуется соответствующими перечнями работ (должностей, профессий), по которым рассматриваемые выплаты должны устанавливаться.
На использование первого варианта указывает новая редакция части 2 статьи 147 ТК РФ, а также нормы Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870. Однако фактически вариант реализуем с принятием Минздравсоцразвития России соответствующих нормативных правовых актов, определяющих размеры повышенной оплаты труда и порядок ее осуществления исходя из класса условий труда.
С 1 сентября 2008 г. аттестация рабочих мест по условиям труда организуется и проводится в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569.
Второй вариант основан на положениях статьи 423 ТК РФ, предусматривающих возможность использования принятых до введения в действие ТК РФ нормативных правовых актов, определяющих перечень работ (профессий, должностей), по которым должны устанавливаться дополнительные выплаты по оплате труда за работу в соответствующих условиях. Для реализации второго варианта могут использоваться положения документов, определяющих соответствующие перечни работ (профессий, должностей), в т. ч. положения нормативных правовых актов, принятых в бывшем СССР.
При определении конкретного размера дополнительной выплаты за работу в соответствующих условиях необходимо учесть следующие факторы: минимально гарантированный размер - 4%; положения соответствующих нормативных правовых актов и сложившиеся с прошлых времен "классические" размеры выплат: 12% (вредные и опасные условия) и 24% (особо вредные и особо опасные условия).
Как возможный вариант, размеры доплат в зависимости от фактического состояния условий труда могут устанавливаться руководителем организации в зависимости от оцененного Х-фактора по следующей шкале (пункт 1.6 постановления Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78 "Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда"):
[SIZE=13px]Виды работ[/SIZE] | [SIZE=13px]Х-фактор, баллов[/SIZE] | [SIZE=13px]Размер доплат, %[/SIZE] |
[SIZE=13px]С тяжелыми и вредными условиями труда[/SIZE] | [SIZE=13px]до 2[/SIZE] | [SIZE=13px]4[/SIZE] |
[SIZE=13px]2,1-4,0[/SIZE] | [SIZE=13px]8[/SIZE] |
[SIZE=13px]4,1-6,0[/SIZE] | [SIZE=13px]12[/SIZE] |
[SIZE=13px]С особо тяжелыми и особо вредными условиями труда[/SIZE] | [SIZE=13px]6,1-8,0[/SIZE] | [SIZE=13px]16[/SIZE] |
[SIZE=13px]8,1-10,0[/SIZE] | [SIZE=13px]20[/SIZE] |
[SIZE=13px]более 10,0[/SIZE] | [SIZE=13px]24[/SIZE] |
Учреждение не вправе устанавливать дополнительные выплаты без проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, если в локальных нормативных актах закреплена соответствующая норма. Если же ориентироваться на перечень должностей (профессий, работ), то выплаты могут устанавливаться без учета результатов проведенной аттестации и даже без учета того, проведена ли была данная аттестация. Во всяком случае, это возможно до издания соответствующих документов в развитие Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870.
При применении второго варианта учреждение вправе оговорить возможность исключения дополнительных выплат в случае, если по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда будет выявлено отсутствие вредных производственных факторов.
Положения действующего законодательства о дополнительной оплате труда за работу с рассматриваемыми условиями могут быть реализованы двумя способами: путем установления повышенного оклада (тарифной ставки) или путем введения отдельной выплаты в виде доплаты.
Если в силу требований соответствующего нормативного правового акта или согласно закрепленному в коллективном договоре или ином локальном акте правилу дополнительная оплата труда осуществляется в виде повышенного оклада (тарифной ставки), сумма дополнительной оплаты учитывается при исчислении иных доплат, надбавок, премий и прочих выплат по оплате труда.