Меню

Актуально









Публикация

24 Ноября 2016Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ


Н. В. Александрова
эксперт журнала «Налоговая проверка»

Налоговые органы осуществляют свои полномочия по контролю за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, а также за полнотой учета выручки денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54‑ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – Федеральный закон № 54‑ФЗ), Законом РФ от 21.03.1991 № 943‑1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее – Закон № 943‑1), а также Положением о Федеральной налоговой службе[1]. При этом порядок их действий прописан в административных регламентах, утвержденных приказами Минфина России от 17.10.2011 № 132н, 133н (далее – Административный регламент № 132н, 133н). Налоговики могут проконтролировать применение ККТ одновременно с проведением выездной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 05.07.2013 № 03‑02‑08/26094).

С 15.07.2016 Федеральным законом от 03.07.2016 № 290‑ФЗ изменены большинство положений Федерального закона № 54‑ФЗ и Закона № 943‑1. Какими новыми правами и обязанностями наделены в связи с этим налоговики при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ? Изменилась ли административная ответственность пользователя ККТ? Что необходимо учесть организациям при проведении в отношении них соответствующих проверок?

Новшества законодательства о ККТ

С 15.07.2016 Федеральным законом № 54‑ФЗ, в частности, установлены:

– передача информации о расчетах в ФНС через оператора фискальных данных[2] (далее – ОФД);

– возможность осуществления регистрационных действий с ККТ через личный кабинет на сайте ФНС;

– изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности (далее – БСО) исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя (БСО приравнен к кассовому чеку);

– обязанность применения ККТ при оказании услуг, а также плательщиками, осуществляющими «вмененную» и «патентную» деятельность;

– применение фискального накопителя;

– новые формы контрольных мероприятий.

Таким образом, законодатели стремятся к созданию современной прозрачной автоматизированной системы полного учета выручки и контроля за применением ККТ (письма Минфина России от 01.09.2016 № 03‑01‑12/ВН-38831, от 14.09.2016 № 03‑01‑15/53640).

Переход на новый порядок работы

Столь масштабные изменения требуют времени. Для этого Федеральным законом № 290‑ФЗ организован плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ:

– с 15.07.2016 предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок;

– с 01.02.2017 регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку;

– с 01.07.2017 старый порядок прекратит свое действие.

При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих ПСНО и спецрежим в виде уплаты ЕНВД (имеющих на сегодняшний день право не применять ККТ), в распоряжении имеется еще целый год для перехода на новый порядок работы: для них он станет обязательным с 01.07.2018.

Как разъясняет ФНС, применять доработанную для онлайн-передачи данных ККТ можно и после 01.07.2017. Для этого ряд моделей потребуется модернизировать, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель. Иными словами, если кассы доработаны, организации не требуется покупать новые (Информация ФНС России «О переходе на онлайн-кассы»).

Обратите внимание

Сохраняется прежний порядок применения ККТ на территориях РФ, на которых не может быть обеспечена передача информации о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде по причине отсутствия связи. При отсутствии сетей связи пользователю ККТ предоставляется возможность не передавать, а фиксировать только в фискальном накопителе ККТ информацию о расчетах.

Подытожим сказанное:

Дата перехода на онлайн-ККТ

Для кого важна

Порядок действий

01.02.2017

Пользователи, находящиеся на ОСНО и УСНО

До этой даты ККТ регистрируется в прежнем порядке. Регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу ОФД каждого кассового чека или БСО в электронной форме, содержащих фискальный признак, с 01.02.2017 не допускаются

01.07.2018

Пользователи, применяющие ПСНО и систему налогообложения в виде ЕНВД

До этой даты можно осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу).

С 15.07.2016 до 01.07.2018 онлайн-ККТ применяется добровольно

01.07.2018

Пользователи, оказывающие бытовые услуги населению

До названной даты вправе не применять ККТ при условии выдачи соответствующих БСО в установленном порядке.

С 15.07.2016 до 01.07.2018 онлайн-ККТ применяется добровольно. С 01.07.2018 применяются только БСО, сформированные в электронной форме через автоматизированную систему для БСО

01.07.2018

Пользователи, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов

С 15.07.2016 до 01.07.2018 онлайн-ККТ применяется добровольно

Как указанные изменения коснутся пользователей ККТ в части осуществления в отношении них контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки?

Новые полномочия налоговиков

Пункт 2 ст. 7 Федерального закона № 54‑ФЗ наделяет налоговый орган следующими полномочиями в части организации контроля за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ:

  • наблюдение за применением ККТ;

  • ведение (в том числе с помощью автоматизированной информационной системы) мониторинга расчетов с применением ККТ и полноты учета выручки, проведение анализа полученных данных;

  • проведение проверок применения ККТ, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также проверки осуществления деятельности ОФД, в том числе по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся в инспекции (удаленные проверки);

  • проведение проверок оформления и (или) выдачи (направления) пользователем кассовых чеков, БСО и иных документов, подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа, – контрольные закупки;

  • получение посредством запросов необходимых пояснений, справок, сведений и документов, в том числе через кабинет ККТ (датой получения запроса налогового органа считается день размещения такого запроса в кабинете ККТ либо шестой день со дня отправки заказного письма в случае направления налоговым органом запроса по почте заказным письмом);

  • получение (в том числе с использованием технических средств) беспрепятственного доступа к ККТ проверяемого лица и к фискальным данным, содержащимся в базе данных ОФД;

  • проведение проверки правильности учета наличных денежных средств при применении ККТ;

  • вынесение предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о применении ККТ;

  • взаимодействие с органами внутренних дел и федеральной службы безопасности при осуществлении названных функций.

Обязанности пользователей ККТ

Пользователи ККТ в силу ст. 5 Федерального закона № 54‑ФЗ наделены, в свою очередь, рядом обязанностей, в частности:

– представлять в инспекцию по запросам информацию и (или) документы, связанные с применением ККТ, при осуществлении налоговиками контроля и надзора за ее применением;

– обеспечивать должностным лицам налоговых органов при осуществлении ими контролирующих функций беспрепятственный доступ к ККТ и фискальному накопителю, в том числе с использованием технических средств, и представлять контролерам документацию на них.

Пунктом 4 данной статьи закреплено, что документооборот между пользователями и налоговиками должен осуществляться через кабинет ККТ.

Кабинет ККТ

Кабинет ККТ представляет собой информационный ресурс сайта ФНС, ведение которого осуществляется ведомством в установленном им порядке и который используется организациями, индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами для реализации своих прав и обязанностей (ст. 1.1 Федерального закона № 54‑ФЗ).

Обратите внимание

Данный ресурс пока не начал свою работу, но в ближайшем будущем сервис будет запущен: ФНС уже подготовила проект приказа (по состоянию на 30.09.2016), которым предлагается утвердить порядок, устанавливающий правила ведения кабинета ККТ на сайте ведомства.

Обеспечение доступа к сервису будет осуществляться высшим налоговым ведомством. В нем налоговики будут размещать большое количество информации и документов в электронной форме, касающихся проведения проверок применения ККТ в отношении пользователей, в частности:

– запросы налоговых органов, направляемые в адрес пользователей ККТ в рамках проведения контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ;

– протоколы об административных правонарушениях и постановления по делам об административных правонарушениях, составленные и вынесенные налоговыми органами в отношении пользователей ККТ, предписания, информация о вступивших в законную силу судебных актах;

– сообщения фискалов, указывающие на совершение лицом действий (бездействия), содержащие признаки состава административного правонарушения;

– запросы, направляемые налоговиками в адрес ОФД.

В свою очередь, пользователи будут также вправе передавать через кабинет ККТ в электронной форме документы по запросу контролеров и ряд других сведений, требующихся ИФНС для осуществления контрольных функций.

Доступ пользователей к кабинету ККТ будет осуществляться через личный кабинет налогоплательщика – юридического лица для организаций или личный кабинет налогоплательщика – индивидуального предпринимателя для коммерсантов.

Контрольные закупки теперь разрешены законом

Проведение налоговиками контрольной закупки узаконено, что положило конец многолетним спорам о правомерности ее применения в отношении пользователей ККТ.

Напомним, ранее суды, опираясь на правовую позицию Президиума ВАС (Постановление от 02.09.2008 № 3125/08), указывали, что ИФНС должна проводить контрольную закупку, поскольку не числится среди органов, имеющих право на проведение подобного мероприятия в рамках оперативно-разыскной деятельности. В дальнейшем данная позиция была изменена, о чем свидетельствуют постановления ВС РФ от 29.07.2009 № 41‑АД09-3, от 11.05.2012 № 45‑АД12-4, а также Обзор судебной практики № 2 (2015), утвержденный Президиумом ВС РФ 26.06.2015.

Взаимоотношения с кредитными организациями

В ходе осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства о применении ККТ, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей налоговые органы также вправе запрашивать у банков информацию о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств. Данные сведения выдаются кредитной организацией налоговикам в форме справок в течение трех дней со дня получения их мотивированного запроса[3] (п. 3 ст. 7 Федерального закона № 54‑ФЗ).

Административная ответственность пользователя ККТ

Право налоговиков привлекать к административной ответственности пользователей ККТ по‑прежнему закреплено пп. 7 п. 7 Административного регламента № 132н. С 15.07.2016 скорректирована ст. 14.5 КоАП РФ, устанавливающая штрафы в части применения ККТ:

Основание для наказания

Пункт
ст. 14.5 КоАП РФ

Размер штрафа

Первичное нарушение

Повторное нарушение (если сумма расчетов без ККТ составила, в том числе в совокупности, 1 млн руб. и более)

Неприменение ККТ

2, 3

1. Должностные лица – от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.

2. Юридические лица – от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.

1. Должностные лица – дисквалификация на срок от от одного года до двух лет.

2. Юридические лица – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (распространяется и на ИП)

Применение ККТ, не соответствующей требованиям (применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации и перерегистрации, условий ее применения), юридическими лицами

4*

1. Должностные лица – предупреждение или штраф в размере от 1 500 до 3 000 руб.

2. Юридические лица – предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.

 –

Непредставление пользователем информации и документов по запросам налоговых органов или представление их с нарушением установленных сроков

5

Ненаправление пользователем ККТ покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача их на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию

6

1. Должностные лица – предупреждение или штраф в размере 2 000 руб.

2. Юридические лица – предупреждение или штраф в размере 10 000 руб.

    *
Данный вид ответственности применятся с 01.02.2017.

Обратите внимание

С 15.07.2016 срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о применении ККТ составляет один год со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

* * *

Налоговые органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Благодаря Федеральному закону № 290‑ФЗ, утвердившему новый порядок работы с ККТ, изменены права и обязанности фискалов в части осуществления контрольных функций в отношении пользователей ККТ, а также введена новая административная ответственность последних в части применения онлайн-касс.

Отметим, что сам порядок проведения проверки ККТ налоговиками в рамках данной статьи не рассматривается. Это тема для отдельного материала. Полагаем, что в связи с новшествами законодательства изменится и механизм проведения данных проверок, что отразится в обновленных административных регламентах ФНС. Будем ждать изменений и оперативно освещать их на страницах нашего журнала.


[1] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506.

[2] ОФД – это организация, созданная в соответствии с законодательством РФ, находящаяся на территории РФ, получившая в соответствии с законодательством РФ о применении ККТ разрешение на обработку фискальных данных. Фискальные данные – это сведения о расчетах, в том числе сведения об организации или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих расчеты, о ККТ, применяемой при осуществлении расчетов, и иные сведения, сформированные ККТ или ОФД (ст. 1.1 Федерального закона № 54‑ФЗ).

[3] Форма (формат) и порядок направления налоговым органом запроса в банк утверждены Приказом ФНС России от 23.11.2010 № ММВ-7-6/633@.

Источник: Журнал «Налоговая проверка»



Последние публикации

23 Ноября 2017

Обзор нарушений, допускаемых учреждениями при заполнении форм бюджетной отчетности

Правильность составления получателями бюджетных средств форм бюджетной отчетности проверяется органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель) в рамках проводимой им камеральной проверки отчетных форм; ревизорами при осуществлении выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждения. О том, на что следует обратить внимание при заполнении отчетных форм по итогам 2017 года, мы поговорим в этой статье.

Минфин: при однодневных командировках страховые взносы начислять не нужно

В письме от 02.10.2017 № 03-15-06/63950 Минфин России дал разъяснения о том, почему с однодневных командировок не требуется удерживать страховые взносы, начисленные на выплаты сотрудникам.

В документы, используемые при расчетах по НДС, следует добавлять свободные поля для указания новых реквизитов

Налоговики разъяснили, что при составлении документов, применяемых при расчетах по НДС в электронной форме, налогоплательщикам необходимо использовать свободные информационные поля для отражения в них новых реквизитов.

22 Ноября 2017

Уменьшение стоимости работ, аванс и НДС

В Письме от 03.10.2017 № 03‑07‑11/64367 Минфин указал: сумму переплаты, возникшую у продавца после уменьшения стоимости выполненных работ (оказанных услуг), в счет которой будет осуществлено выполнение других работ (оказание других услуг), следует признавать суммой частичной оплаты, полученной в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг). В связи с этим данная сумма переплаты включается продавцом в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в налоговом периоде, в котором договором, соглашением, иным первичным документом подтверждено согласие (факт уведомления) покупателя на уменьшение стоимости выполненных работ (оказанных услуг). Операции по реализации выполненных работ и оказанных услуг совершаются постоянно. Разберемся, что имел в виду Минфин.

Перевод на другую должность в связи с сокращением: как проверить соответствие сотрудника ее требованиям?

Согласно положениям статей 81 и 180 ТК РФ, если в компании грядет сокращение в обязанности работодателя входит представление работнику, попавшему под сокращение, права на другую имеющуюся вакантную должность. При этом, работодатель вправе предложить как равнозначную сокращаемой, так и нижестоящую должность, либо работу с более низкой оплатой труда.

Вечерние курсы повышения квалификации юристов (2- 5 мес.)

Ноябрь 2017

26 - 30 Ноября Договоры, используемые в строительной деятельности. Правовые и финансовые аспекты Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

26 - 30 Ноября Юрист по сопровождению строительства Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

27 Ноября - 01 Декабря Изменения Гражданского законодательства РФ (ГК РФ). Практика применения измененных норм Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

27 - 29 Ноября Особенности учета материально-производственных запасов в строительстве Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

27 Ноября - 01 Декабря Опека и попечительство в отношении недееспособных и не полностью дееспособных совершеннолетних граждан с учетом последних изменений законодательства Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

27 - 30 Ноября Юрист в сфере ЖКХ: актуальные вопросы правового обеспечения деятельности организаций, управляющих многоквартирными домами Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

27 - 29 Ноября Бухгалтерский учет, отчетность, налогообложение: особенности ведения в государственных (муниципальных) учреждениях в 2017 году Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

27 Ноября - 01 Декабря Административно-хозяйственное обеспечение предприятия Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс



ТОП статьи

Учетная политика предприятия на 2017 год

Сдача электронной декларации по НДС 2017 онлайн через интернет

Бухгалтерия онлайн позволяет вести тестирование и подготовку отчетности бесплатно

1с электронная отчетность

 



Налоговые новости

23 Ноября 2017

Утвержден формат представления уведомления о льготных объектах налогообложения по налогу на имущество физлиц

При отказе работодателя от взыскания недостачи с работника, сумма возмещения ущерба не облагается страховыми взносами

Порядок представления сведений о доходах физлиц и сообщения о невозможности удержать НДФЛ хотят скорректировать

Придется уступить место: разрешено переводить основного работника на должность совместителя

Нужно будет вести раздельный учет по НДС, даже если соблюдается правило 5 процентов

22 Ноября 2017

ИП, занимающийся грузоперевозками, может подтвердить право на применение ЕНВД документами хозяйственной деятельности

ФСС не вправе требовать от работодателя предоставления расчетных листков при проверке

С 2018 года у налоговиков может появиться больше причин не принять расчет по взносам

Не спешите применять новые коды для справок 2-НДФЛ

Бюджетным учреждениям могут разрешить пользоваться заблокированными счетами

Индексацию зарплат можно не проводить, если их рост обеспечен иными способами, считает ВС РФ

21 Ноября 2017

Финансисты разъяснили, на какие негативные признаки следует обращать внимание при выборе контрагента

Неполный рабочий день какой продолжительности позволит сохранить пособие?

Новые сборы в 2018 году потребуют с бизнеса более 100 млрд рублей

Сотрудник переведен из другого подразделения: к расчету по взносам могут понадобиться пояснения

читать все Новости