Меню

Актуально









Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

24 Ноября 2016Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ


Н. В. Александрова
эксперт журнала «Налоговая проверка»

Налоговые органы осуществляют свои полномочия по контролю за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, а также за полнотой учета выручки денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54‑ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – Федеральный закон № 54‑ФЗ), Законом РФ от 21.03.1991 № 943‑1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее – Закон № 943‑1), а также Положением о Федеральной налоговой службе[1]. При этом порядок их действий прописан в административных регламентах, утвержденных приказами Минфина России от 17.10.2011 № 132н, 133н (далее – Административный регламент № 132н, 133н). Налоговики могут проконтролировать применение ККТ одновременно с проведением выездной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 05.07.2013 № 03‑02‑08/26094).

С 15.07.2016 Федеральным законом от 03.07.2016 № 290‑ФЗ изменены большинство положений Федерального закона № 54‑ФЗ и Закона № 943‑1. Какими новыми правами и обязанностями наделены в связи с этим налоговики при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ? Изменилась ли административная ответственность пользователя ККТ? Что необходимо учесть организациям при проведении в отношении них соответствующих проверок?

Новшества законодательства о ККТ

С 15.07.2016 Федеральным законом № 54‑ФЗ, в частности, установлены:

– передача информации о расчетах в ФНС через оператора фискальных данных[2] (далее – ОФД);

– возможность осуществления регистрационных действий с ККТ через личный кабинет на сайте ФНС;

– изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности (далее – БСО) исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя (БСО приравнен к кассовому чеку);

– обязанность применения ККТ при оказании услуг, а также плательщиками, осуществляющими «вмененную» и «патентную» деятельность;

– применение фискального накопителя;

– новые формы контрольных мероприятий.

Таким образом, законодатели стремятся к созданию современной прозрачной автоматизированной системы полного учета выручки и контроля за применением ККТ (письма Минфина России от 01.09.2016 № 03‑01‑12/ВН-38831, от 14.09.2016 № 03‑01‑15/53640).

Переход на новый порядок работы

Столь масштабные изменения требуют времени. Для этого Федеральным законом № 290‑ФЗ организован плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ:

– с 15.07.2016 предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок;

– с 01.02.2017 регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку;

– с 01.07.2017 старый порядок прекратит свое действие.

При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих ПСНО и спецрежим в виде уплаты ЕНВД (имеющих на сегодняшний день право не применять ККТ), в распоряжении имеется еще целый год для перехода на новый порядок работы: для них он станет обязательным с 01.07.2018.

Как разъясняет ФНС, применять доработанную для онлайн-передачи данных ККТ можно и после 01.07.2017. Для этого ряд моделей потребуется модернизировать, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель. Иными словами, если кассы доработаны, организации не требуется покупать новые (Информация ФНС России «О переходе на онлайн-кассы»).

Обратите внимание

Сохраняется прежний порядок применения ККТ на территориях РФ, на которых не может быть обеспечена передача информации о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде по причине отсутствия связи. При отсутствии сетей связи пользователю ККТ предоставляется возможность не передавать, а фиксировать только в фискальном накопителе ККТ информацию о расчетах.

Подытожим сказанное:

Дата перехода на онлайн-ККТ

Для кого важна

Порядок действий

01.02.2017

Пользователи, находящиеся на ОСНО и УСНО

До этой даты ККТ регистрируется в прежнем порядке. Регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу ОФД каждого кассового чека или БСО в электронной форме, содержащих фискальный признак, с 01.02.2017 не допускаются

01.07.2018

Пользователи, применяющие ПСНО и систему налогообложения в виде ЕНВД

До этой даты можно осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу).

С 15.07.2016 до 01.07.2018 онлайн-ККТ применяется добровольно

01.07.2018

Пользователи, оказывающие бытовые услуги населению

До названной даты вправе не применять ККТ при условии выдачи соответствующих БСО в установленном порядке.

С 15.07.2016 до 01.07.2018 онлайн-ККТ применяется добровольно. С 01.07.2018 применяются только БСО, сформированные в электронной форме через автоматизированную систему для БСО

01.07.2018

Пользователи, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов

С 15.07.2016 до 01.07.2018 онлайн-ККТ применяется добровольно

Как указанные изменения коснутся пользователей ККТ в части осуществления в отношении них контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки?

Новые полномочия налоговиков

Пункт 2 ст. 7 Федерального закона № 54‑ФЗ наделяет налоговый орган следующими полномочиями в части организации контроля за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ:

  • наблюдение за применением ККТ;

  • ведение (в том числе с помощью автоматизированной информационной системы) мониторинга расчетов с применением ККТ и полноты учета выручки, проведение анализа полученных данных;

  • проведение проверок применения ККТ, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также проверки осуществления деятельности ОФД, в том числе по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся в инспекции (удаленные проверки);

  • проведение проверок оформления и (или) выдачи (направления) пользователем кассовых чеков, БСО и иных документов, подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа, – контрольные закупки;

  • получение посредством запросов необходимых пояснений, справок, сведений и документов, в том числе через кабинет ККТ (датой получения запроса налогового органа считается день размещения такого запроса в кабинете ККТ либо шестой день со дня отправки заказного письма в случае направления налоговым органом запроса по почте заказным письмом);

  • получение (в том числе с использованием технических средств) беспрепятственного доступа к ККТ проверяемого лица и к фискальным данным, содержащимся в базе данных ОФД;

  • проведение проверки правильности учета наличных денежных средств при применении ККТ;

  • вынесение предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о применении ККТ;

  • взаимодействие с органами внутренних дел и федеральной службы безопасности при осуществлении названных функций.

Обязанности пользователей ККТ

Пользователи ККТ в силу ст. 5 Федерального закона № 54‑ФЗ наделены, в свою очередь, рядом обязанностей, в частности:

– представлять в инспекцию по запросам информацию и (или) документы, связанные с применением ККТ, при осуществлении налоговиками контроля и надзора за ее применением;

– обеспечивать должностным лицам налоговых органов при осуществлении ими контролирующих функций беспрепятственный доступ к ККТ и фискальному накопителю, в том числе с использованием технических средств, и представлять контролерам документацию на них.

Пунктом 4 данной статьи закреплено, что документооборот между пользователями и налоговиками должен осуществляться через кабинет ККТ.

Кабинет ККТ

Кабинет ККТ представляет собой информационный ресурс сайта ФНС, ведение которого осуществляется ведомством в установленном им порядке и который используется организациями, индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами для реализации своих прав и обязанностей (ст. 1.1 Федерального закона № 54‑ФЗ).

Обратите внимание

Данный ресурс пока не начал свою работу, но в ближайшем будущем сервис будет запущен: ФНС уже подготовила проект приказа (по состоянию на 30.09.2016), которым предлагается утвердить порядок, устанавливающий правила ведения кабинета ККТ на сайте ведомства.

Обеспечение доступа к сервису будет осуществляться высшим налоговым ведомством. В нем налоговики будут размещать большое количество информации и документов в электронной форме, касающихся проведения проверок применения ККТ в отношении пользователей, в частности:

– запросы налоговых органов, направляемые в адрес пользователей ККТ в рамках проведения контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ;

– протоколы об административных правонарушениях и постановления по делам об административных правонарушениях, составленные и вынесенные налоговыми органами в отношении пользователей ККТ, предписания, информация о вступивших в законную силу судебных актах;

– сообщения фискалов, указывающие на совершение лицом действий (бездействия), содержащие признаки состава административного правонарушения;

– запросы, направляемые налоговиками в адрес ОФД.

В свою очередь, пользователи будут также вправе передавать через кабинет ККТ в электронной форме документы по запросу контролеров и ряд других сведений, требующихся ИФНС для осуществления контрольных функций.

Доступ пользователей к кабинету ККТ будет осуществляться через личный кабинет налогоплательщика – юридического лица для организаций или личный кабинет налогоплательщика – индивидуального предпринимателя для коммерсантов.

Контрольные закупки теперь разрешены законом

Проведение налоговиками контрольной закупки узаконено, что положило конец многолетним спорам о правомерности ее применения в отношении пользователей ККТ.

Напомним, ранее суды, опираясь на правовую позицию Президиума ВАС (Постановление от 02.09.2008 № 3125/08), указывали, что ИФНС должна проводить контрольную закупку, поскольку не числится среди органов, имеющих право на проведение подобного мероприятия в рамках оперативно-разыскной деятельности. В дальнейшем данная позиция была изменена, о чем свидетельствуют постановления ВС РФ от 29.07.2009 № 41‑АД09-3, от 11.05.2012 № 45‑АД12-4, а также Обзор судебной практики № 2 (2015), утвержденный Президиумом ВС РФ 26.06.2015.

Взаимоотношения с кредитными организациями

В ходе осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства о применении ККТ, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей налоговые органы также вправе запрашивать у банков информацию о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств. Данные сведения выдаются кредитной организацией налоговикам в форме справок в течение трех дней со дня получения их мотивированного запроса[3] (п. 3 ст. 7 Федерального закона № 54‑ФЗ).

Административная ответственность пользователя ККТ

Право налоговиков привлекать к административной ответственности пользователей ККТ по‑прежнему закреплено пп. 7 п. 7 Административного регламента № 132н. С 15.07.2016 скорректирована ст. 14.5 КоАП РФ, устанавливающая штрафы в части применения ККТ:

Основание для наказания

Пункт
ст. 14.5 КоАП РФ

Размер штрафа

Первичное нарушение

Повторное нарушение (если сумма расчетов без ККТ составила, в том числе в совокупности, 1 млн руб. и более)

Неприменение ККТ

2, 3

1. Должностные лица – от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.

2. Юридические лица – от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.

1. Должностные лица – дисквалификация на срок от от одного года до двух лет.

2. Юридические лица – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (распространяется и на ИП)

Применение ККТ, не соответствующей требованиям (применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации и перерегистрации, условий ее применения), юридическими лицами

4*

1. Должностные лица – предупреждение или штраф в размере от 1 500 до 3 000 руб.

2. Юридические лица – предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.

 –

Непредставление пользователем информации и документов по запросам налоговых органов или представление их с нарушением установленных сроков

5

Ненаправление пользователем ККТ покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача их на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию

6

1. Должностные лица – предупреждение или штраф в размере 2 000 руб.

2. Юридические лица – предупреждение или штраф в размере 10 000 руб.

    *
Данный вид ответственности применятся с 01.02.2017.

Обратите внимание

С 15.07.2016 срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о применении ККТ составляет один год со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

* * *

Налоговые органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Благодаря Федеральному закону № 290‑ФЗ, утвердившему новый порядок работы с ККТ, изменены права и обязанности фискалов в части осуществления контрольных функций в отношении пользователей ККТ, а также введена новая административная ответственность последних в части применения онлайн-касс.

Отметим, что сам порядок проведения проверки ККТ налоговиками в рамках данной статьи не рассматривается. Это тема для отдельного материала. Полагаем, что в связи с новшествами законодательства изменится и механизм проведения данных проверок, что отразится в обновленных административных регламентах ФНС. Будем ждать изменений и оперативно освещать их на страницах нашего журнала.


[1] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506.

[2] ОФД – это организация, созданная в соответствии с законодательством РФ, находящаяся на территории РФ, получившая в соответствии с законодательством РФ о применении ККТ разрешение на обработку фискальных данных. Фискальные данные – это сведения о расчетах, в том числе сведения об организации или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих расчеты, о ККТ, применяемой при осуществлении расчетов, и иные сведения, сформированные ККТ или ОФД (ст. 1.1 Федерального закона № 54‑ФЗ).

[3] Форма (формат) и порядок направления налоговым органом запроса в банк утверждены Приказом ФНС России от 23.11.2010 № ММВ-7-6/633@.

Источник: Журнал «Налоговая проверка»



Последние публикации

18 Июня 2018

О представлении уточненной декларации по налогу на прибыль

Если организация обнаружила в поданной ранее декларации по налогу на прибыль ошибки или неотражение каких‑либо сведений, которые привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате, она обязана представить уточненную декларацию. В каком порядке происходит представление «уточненки»? Поговорим об этом в данной статье. Но для начала напомним порядок исправления ошибок, предусмотренный НК РФ.

О подаче возражений на акты налоговых проверок: разъяснения ФНС

Главное налоговое ведомство страны рассказало, как рассматриваются возражения налогоплательщиков на акты налоговых проверок (Информация ФНС). Полагаем, что основные моменты темы будут интересны широкому кругу читателей.

Банк России оценил влияние повышения НДС на инфляцию

По оценке Банка России, планируемое правительством повышение ставки НДС с 18 до 20 процентов однократно добавит в инфляцию около одного процента, частично этот эффект может реализоваться в этом году, до того, как изменения вступят в силу. Об этом заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина на пресс-конференции по итогам совета директоров Банка России.

14 Июня 2018

Отражаем на счетах бухгалтерского учета убыток от обесценения актива

С 1 января 2018 года (начиная с составления отчетности 2018 года) бюджетные учреждения в своей деятельности применяют положения ФСБУ «Обесценение актива». Приказами Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н и 66н инструкции № 157н и 174н дополнены счетом 0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов».

Сотрудник-нерезидент исчисление НДФЛ

В настоящее время некоторые сотрудники достаточно часто направляются в заграничные командировки. В связи с этим налоговый статус таких сотрудников в течение года может меняться. Это относится и к сотрудникам-иностранцам. Данные сотрудники могут становиться то резидентами, то нерезидентами в зависимости от количества дней, проведенных на территории РФ. В статье подробно расскажем обо всех нюансах, связанных с определением налогового статуса работника для исчисления с его доходов НДФЛ.



ТОП статьи

Учетная политика организации (предприятия) на 2018 год скачать образец

О новом варианте формы 6 НДФЛ и ошибках при ее заполнении

Налоговая амнистия – 2018: кому и что простят?

Налоговые изменения с 1 января 2018 года

Новшества в «зарплатных» налогах и отчетности в 2018 году



Налоговые новости

18 Июня 2018

ВС РФ: бывшего работника нельзя привлечь к материальной ответственности без его объяснений

Увеличили долю в уставном капитале: можно ли применить ставку 0% по прибыли при продаже

Предлагается сократить срок проведения камеральной налоговой проверки в отношении декларации по форме 3-НДФЛ

ФНС России разъяснила, с какой даты исчислять страховые взносы для вновь созданной организации

Обложение НДС услуг хостинга зависит от места нахождения иностранного юрлица

15 Июня 2018

Возврат переплаты по арендным платежам учитывается в доходах

Для расчета пособия при несчастном случае нужна справка с помесячной зарплатой

Уплата налогов физлицами за 2017 год: что изменилось

НДС вырастет до 20%

Д. Медведев рассказал о повышении пенсионного возраста в России

14 Июня 2018

Минфин России рассказал о действиях компании при возврате товара, учитываемого с НДС

В формах требований об уплате налога необязательно наличие подписи должностного лица налогового органа

Применение ПСН при ремонте жилья и других построек не зависит от вида построек

ВС РФ: выплата компенсаций за "сгоревшие" неиспользованные отпуска работников неправомерна

Минтруд предлагает расширить перечень случаев, когда можно пожаловаться при сдаче 4-ФСС

читать все Новости