Меню

Актуально








Рубрикатор

Сервера и комплектующие в наличии


ВЕЧЕРНИЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЮРИСТОВ (1-5 мес.)


Публикация

19 Августа 2019Ужесточение административной ответственности за нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности


С. Павлова
эксперт журнала «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение»

Главный бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера – бухгалтер) несет административную ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 24 Постановления ВС РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях»). В арбитражной практике имеется немало примеров, когда главный бухгалтер привлекается к административной ответственности за грубое нарушение требований к бухгалтерскому (см. постановления Ульяновского областного суда от 12.11.2018 по делу № 4А-464/2018, от 01.12.2017 по делу № 4А-442/2017, Хабаровского краевого суда от 18.07.2017 № 4а-521/2017). До недавнего времени при привлечении должностных лиц бюджетных учреждений к административной ответственности за нарушение требований к бухгалтерскому учету, составлению бухгалтерской отчетности применялась ст. 15.11 КоАП РФ. Федеральный закон от 29.05.2019 № 113‑ФЗ (далее – Федеральный закон № 113‑ФЗ) внес изменения в КоАП РФ, в частности в положения данной статьи, и теперь в отношении действий должностных лиц бюджетных учреждений применяется ст. 15.15.6 КоАП РФ, нормы которой также были скорректированы. О новых размерах административной ответственности и видах нарушений, за которые эти меры ответственности применяются, поговорим ниже.

С какой даты применяются новые размеры административной ответственности?

Федеральный закон № 113‑ФЗ, внесший изменения в ст. 15.11 и 15.15.6 КоАП РФ, вступил в силу 9 июня 2019 года, и именно с этой даты начинают действовать новые нормы названных статей, а в отношении должностных лиц бюджетных учреждений применяются новые размеры административной ответственности.

Нормы какой статьи КоАП РФ (ст. 15.11 или 15.15.6) применяются при привлечении главного бухгалтера к административной ответственности?

До вступления в силу Федерального закона № 113‑ФЗ в отношении действий должностных лиц бюджетных учреждений применялась ст. 15.11 КоАП РФ. Положения ст. 15.15.6 КоАП РФ в отношении должностных лиц бюджетных учреждений не применялись, поскольку эта статья устанавливала административную ответственность должностных лиц в части нарушения порядка представления бюджетной отчетности, то есть отчетности, составляемой в соответствии с Инструкцией № 191н[1], а бюджетные учреждения составляют отчетность согласно Инструкции № 33н[2].

В силу поправок, внесенных в названные статьи Федеральным законом № 113‑ФЗ, в случае нарушения должностными лицами бюджетных учреждений требований к ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской отчетности применяются нормы, закрепленные в ст. 15.15.6 КоАП РФ.

За какие виды нарушений в области бухгалтерского учета и составления отчетности предусмотрена административная ответственность ст. 15.15.6 КоАП РФ?

Новой редакцией ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность:

1) за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бухгалтерской отчетности;

2) за нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности, содержащей:

– незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности;

– значительное искажение показателей бухгалтерской отчетности;

3) за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности.

Каков размер ответственности за непредставление отчетности или ее представление с нарушением сроков?

За непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, бухгалтерской отчетности должностные лица учреждения привлекаются к ответственности в виде административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. (п. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ). Ранее в силу ст. 15.11 КоАП РФ штраф за подобное нарушение составлял от 5 000 до 10 000 руб.

Каков размер ответственности за нарушение требований к ведению бухгалтерского учета и составления отчетности?

Положения ст. 15.15.6 КоАП РФ дифференцируют влияние нарушения на искажение показателей отчетности, соответственно, размер штрафа за нарушение, повлекшее незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности, отличается от размера штрафа за грубое нарушение требований к составлению отчетности, ведения бухгалтерского учета.

В примечании к ст. 15.15.6 КоАП РФ разъяснено, какие нарушения относятся к нарушениям бухгалтерского учета, повлекшим незначительные и значительные искажения показателей бухгалтерской отчетности, а какие – к грубым нарушениям требований к бухгалтерскому учету и составлению либо представлению бухгалтерской отчетности. Для наглядности приведем штрафы по каждому виду нарушений в таблице:

Нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности, содержащей незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности

Описание нарушения

Числовой показатель нарушения

Искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате

Не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, не превышающую 100 000 руб.;

не более чем на 1 % и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.

Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов

На сумму, не превышающую 100 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности

Нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности, содержащей значительное искажение показателей бухгалтерской отчетности

Описание нарушения

Числовой показатель нарушения

Искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате

Не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.;

не более чем на 1 % и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.

Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов

На сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности

В отношении этого вида нарушения ст. 15.15.6 КоАП РФ установлены как виды нарушений, относимых к этой категории при достижении определенных числовых показателей искажения отчетности и занижения сумм налогов, так и действия должностных лиц, которые вне зависимости от числового размера отношения показателя от нормы квалифицируются как данный вид нарушения. К такому виду нарушений относятся:

Описание нарушения

Числовой показатель нарушения

Искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате

Более чем на 10 %;

не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.

Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов

На сумму, превышающую 1 000 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности

Кроме того, под грубым нарушением требований к ведению бухгалтерского учета, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности, либо под грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской отчетности понимаются:

– включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;

– регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

– ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

– отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Ниже отразим штрафы, применяемые за рассмотренными нами выше виды нарушений требований к ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности (см. п. 2 ст. 15.15.6 КоАП РФ):

Виды нарушений

Нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности, содержащей…

Грубое нарушение требований к ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской отчетности

…незначительное искажение бухгалтерской отчетности

…значительное искажение бухгалтерской отчетности

Предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб.

Предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб.

Наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 15 000 до 30 000 руб.

Повторное совершение такого административного правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа

От 5 000 до 15 000 руб.

От 15 000 до 30 000 руб.

От 30 000 до 50 000 руб.

В каких случаях административная ответственность не применяется?

Пункт 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ в редакции Федерального закона № 113‑ФЗ устанавливает, что предусмотренная данная статьей административная ответственность за искажение показателей отчетности не применяется:

– к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета;

– к лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

При этом должно выполняться следующее условие: искажение показателей отчетности допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Предусматривает ли ст. 15.15.6 КоАП РФ случаи, когда должностное лицо, совершившее нарушение, освобождается от административной ответственности?

Согласно положениям ст. 15.15.6 КоАП РФ, изложенной в редакции Федерального закона № 113‑ФЗ, должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 15.15.6 КоАП РФ:

1) при представлении уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате на основании такой налоговой декларации (такого расчета) суммы налога (сбора, страхового взноса), не уплаченной вследствие нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и (или) искажения показателей бухгалтерской отчетности, а также при уплате соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ;

2) при представлении бухгалтерской отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (в том числе вследствие исправления выявленных ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности):

– до принятия бухгалтерской отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – субъект консолидированной отчетности);

– после принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.6, ошибок в отчетности;

– после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, закрепленных в ст. 15.15.6 КоАП РФ, проверки бухгалтерской отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в отчетности.


[1] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

[2] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Источник: Журнал «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение»



Последние публикации

24 Марта 2020

Минфин разъяснил нюансы получения вычетов при покупке недвижимости

При покупке квадратных метров гражданам, претендующим на получение имущественного налогового вычета, важно обратить внимание на статус недвижимости: жилая она или нет. Разъяснения Минфина опубликовала Федеральная налоговая служба (ФНС).

Работа без "зарплатного карантина": выплаты в условиях коронавируса

В силу прямых указаний Трудового кодекса трудовые отношения носят возмездный характер. Получение своевременной и в полном объеме заработной платы является одним из ключевых прав работника, а своевременная и в полном размере ее выплата – главной обязанностью работодателя. При этом в случае выполнения работником работы никакие внешние факторы – чрезвычайные обстоятельства, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и иные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, не должны препятствовать реализации этого права и обязанности. Хотя некоторые оговорки по этому поводу в ТК РФ все же имеются.

Максимальная продолжительность проверок юрлица с филиалами: 60 дней на все или каждую из них?

Согласно закону срок проведения как документарной, так и выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней. В случае, когда юридическое лицо осуществляет деятельность на территории нескольких регионов, продолжительность любой из этих проверок определяется отдельно для каждого его филиала, представительства или обособленного структурного подразделения. При этом, как установлено, общий срок проведения проверки не может быть более 60 рабочих дней. Мнения судов по поводу того, какой срок здесь имеется в виду: всех проверок в отношении юридического лица и его филиалов и подразделений, или проверки каждого из них, расходятся, и это явно иллюстрирует одно из рассмотренных недавно Верховным Судом Российской Федерации дел.

18 Марта 2020

Выплаты врачам в рамках госпрограммы «Земский доктор»

В качестве социальной гарантии медицинским работникам выступают компенсации за работу в сельской местности. На каких условиях осуществляются такие выплаты и подлежат ли они обложению НДФЛ, расскажем в статье.

День общероссийского голосования: нюансы оплаты труда работников

11 марта Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". Напомним, законом предусмотрено внесение точечных корректировок в отдельные статьи глав 3-8 Основного закона государства, касающихся установления дополнительных социальных гарантий, расширения полномочий органов публичной власти, уточнения порядка формирования Правительства РФ и т. д.



ТОП статьи

Конфигуратор сервера hp proliant hpe dell с ценами

Продажа серверного и сетевого оборудования

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ


Налоговые новости

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!

Скорректированы перечни продуктов, облагаемых НДС по ставке 10%

Минтруд России разъяснил, как в СЗВ-ТД заполнить сведения о присвоении новой профессии

Минтруд России рассказал, когда начнется назначение новой ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет

16 Марта 2020

Выплаты земским врачам и учителям освободят от НДФЛ

Суд: неоплата командировочных расходов не является основанием для приостановления работы

Уточнен порядок исправления ошибок в бухотчетности

Госдума рассказала, как вернуть деньги за сорвавшуюся из-за коронавируса турпоездку

Для педагогов и медиков вновь предлагают установить повышенный размер минимальной зарплаты

читать все Новости