Меню

Актуально










Публикация

28 Ноября 2018Разукрупнение здания


Здание, числящееся на балансе предприятия, поделили на три помещения. Корректировочный акт по ОС составлен в августе, оценка помещений готова в октябре. В каком месяце помещения должны быть приняты к учету? Можно ли снять здание с учета и отразить помещения за балансом в августе, а поставить помещения на баланс в октябре?

Cогласно п. 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»[1] единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, под которым понимается один из таких объектов:

– объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;

– отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

– обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. Под таким комплексом понимаются один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Других положений, связанных с разделением объектов ОС, ПБУ 6/01 не содержит. То же самое касается Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств[2]. Более того, в п. 11 таких указаний отмечено следующее.

Для организации бухгалтерского учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту ОС должен присваиваться при принятии к бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный номер. Инвентарный номер, присвоенный инвентарному объекту ОС, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данной организации.

Таким образом, в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету ОС отсутствует понятие «разукрупнение (разделение) основных средств». Минфин в свое время в Письме от 20.06.2012 № 03‑03‑06/1/313 добавил: разделение инвентарного объекта на несколько инвентарных номеров, а также объединение нескольких инвентарных номеров в один инвентарный объект не предусмотрены и ОКОФ.

Однако еще ранее финансисты допускали разделение ОС по причине допущенной ошибки (в связи с чем в учет нужно было внести исправления) (см. Письмо от 20.02.2007 № 03‑03‑06/1/102). А в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год[3] они посчитали возможным изменение (в том числе разукрупнение) инвентарного объекта основных средств и в других случаях, не влияющих на финансовое положение организации, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств. Это объясняется тем, что разукрупнение ОС не может привести к изменению стоимости основных средств, по которой они приняты к учету (общей стоимости). На основании п. 14 ПБУ 6/01 стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. ПБУ 6/01 допускает изменение первоначальной стоимости основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, только в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов ОС.

Как результат, разукрупнение инвентарного объекта основных средств, не связанное с исправлением ошибки и не влияющее на финансовое положение организации, финансовый результат ее деятельности и движение денежных средств, не отражается на синтетических счетах бухгалтерского учета. Соответствующие изменения (в том числе количественные, суммовые по мере получения соответствующей информации) следует отразить в аналитическом учете. При этом стоимость «новых» объектов (помещений) не может в совокупности отличаться от стоимости здания.

Также нужно учитывать, что для разделения здания на помещения должна быть объективная причина, которую надо указать в соответствующем распорядительном документе предприятия. В связи с этим обратим внимание на следующие положения ОКОФ ОК 013‑2014 (СНС 2008)[4]. Объектом классификации такого вида основных фондов, как здания, является каждое отдельно стоящее здание. Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными объектами. В случае, когда различные помещения одного и того же здания (включая помещения, встроенные в здания) имеют разных собственников (в том числе при приватизации квартир) или используются для различных видов деятельности, объектами классификации могут быть отдельные помещения.

Что касается снятия с учета объекта основных средств – здания по причине его разделения на помещения, данная операция недопустима, так как согласно п. 29 ПБУ 6/01 списание объекта ОС с бухгалтерского учета производится только в том случае, когда объект выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. В свою очередь, выбытие объекта ОС имеет место в таких случаях, как:

– продажа;

– прекращение использования вследствие морального или физического износа;

– ликвидация при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;

– передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд;

– передача по договору мены, дарения;

– передача дочернему (зависимому) обществу от головной организации;

– внесение в счет вклада по договору о совместной деятельности;

– выявление недостачи или порчи активов при их инвентаризации;

– частичная ликвидация при выполнении работ по реконструкции.

* * *

В описанной ситуации предприятие должно внести изменения в аналитический учет основных средств. Данные синтетического учета не меняются. Снимать и ставить на баланс основные средства по причине их разукрупнения недопустимо, это противоречит нормам ПБУ 6/01.


[1] Утверждено Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н.

[2] Утверждены Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н.

[3] Приведены в приложении к Письму Минфина РФ от 28.12.2016 № 07‑04‑09/78875.

[4] Принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018‑ст.

Источник: Журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение"



Последние публикации

30 Марта 2020

Чеки "полный расчет" при кассовом методе налогового учета

Если в налоговом учете доходы признаются кассовым методом, то при получении 100%-й предоплаты можно с согласия покупателя сразу пробивать чек с признаком способа расчета "полный расчет". Такие разъяснения ранее мы получили от специалиста ФНС. Однако официальных писем об этом нет, что вызывает беспокойство у наших читателей.

Рекомендации по оплате труда на 2020 год

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила Рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год. В статье сделаны акценты на некоторых положениях данного документа, которые необходимо знать автономным учреждениям.

Кто и как должен отчитаться о доходах

Чуть больше месяца осталось до конца декларационной кампании. Сообщить о доходах, полученных в 2019 году, граждане должны до 30 апреля.

24 Марта 2020

Минфин разъяснил нюансы получения вычетов при покупке недвижимости

При покупке квадратных метров гражданам, претендующим на получение имущественного налогового вычета, важно обратить внимание на статус недвижимости: жилая она или нет. Разъяснения Минфина опубликовала Федеральная налоговая служба (ФНС).

Работа без "зарплатного карантина": выплаты в условиях коронавируса

В силу прямых указаний Трудового кодекса трудовые отношения носят возмездный характер. Получение своевременной и в полном объеме заработной платы является одним из ключевых прав работника, а своевременная и в полном размере ее выплата – главной обязанностью работодателя. При этом в случае выполнения работником работы никакие внешние факторы – чрезвычайные обстоятельства, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и иные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, не должны препятствовать реализации этого права и обязанности. Хотя некоторые оговорки по этому поводу в ТК РФ все же имеются.



ТОП статьи

Конфигуратор сервера hp proliant hpe dell с ценами

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?


Налоговые новости

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!

Скорректированы перечни продуктов, облагаемых НДС по ставке 10%

Минтруд России разъяснил, как в СЗВ-ТД заполнить сведения о присвоении новой профессии

Минтруд России рассказал, когда начнется назначение новой ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет

16 Марта 2020

Выплаты земским врачам и учителям освободят от НДФЛ

Суд: неоплата командировочных расходов не является основанием для приостановления работы

Уточнен порядок исправления ошибок в бухотчетности

Госдума рассказала, как вернуть деньги за сорвавшуюся из-за коронавируса турпоездку

Для педагогов и медиков вновь предлагают установить повышенный размер минимальной зарплаты

читать все Новости