Меню

Актуально








Рубрикатор

Сервера в наличии


ВЕЧЕРНИЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЮРИСТОВ (1-5 мес.)


Публикация

11 Декабря 2019Расчеты по имущественным налогам


Л. Морозова
эксперт журнала «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение»

К имущественным налогам, уплачиваемым юридическими лицами, относятся налог на имущество организаций, транспортный и земельный налоги. Вспомним общие нормы по их исчислению и уплате, а также порядок их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете.

Уплата имущественных налогов относится к расходным операциям учреждений культуры. Такие расходы отражаются по кодам видов расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога», 852 «Уплата прочих налогов, сборов» (в части транспортного налога) в увязке с подстатьей 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ (п. 51.8.5.1, 51.8.5.2 Порядка № 132н[1], п. 10.9.1 Порядка № 209н[2]).

Суммы имущественных налогов исчисляются в полных рублях (п. 6 ст. 52 НК РФ).

Порядок признания налоговых обязательств в бухгалтерском (бюджетном) учете устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Операции по начислению налога отражаются на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств (письма Минфина РФ от 26.12.2016 № 02‑07‑10/77857, от 08.11.2013 № 02‑06‑010/47818).

Расчеты по налогу на имущество

Для учета расчетов по налогу на имущество организаций применяется счет 0 303 12 000.

Порядок исчисления, удержания и уплаты данного налога установлен гл. 30 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Критерии отнесения имущества государственных (муниципальных) учреждений к основным средствам определены п. 7, 8 ФСБУ «Основные средства»[3].

При отнесении основных средств к движимому или недвижимому имуществу в целях налогообложения следует учитывать рекомендации из писем ФНС РФ от 28.08.2019 № БС-4-21/17216@, от 30.07.2019 № БС-4-21/14997, от 05.04.2019 № БС-4-21/6262, от 25.03.2019 № БС-4-21/5305@, Минфина РФ от 09.07.2019 № 03‑05‑05‑01/50498, от 03.07.2019 № 03‑05‑05‑01/48946.

Расчет суммы налога по имуществу, находящемуся у учреждений на праве оперативного управления, осуществляется по общим правилам – исходя из остаточной стоимости объектов недвижимого имущества (п. 1, 3 ст. 375 НК РФ, письма Минфина РФ от 03.04.2019 № 03‑05‑05‑01/22907, от 25.02.2019 № 03‑05‑04‑01/11984, от 13.12.2017 № 03‑05‑05‑01/83122).

Налоговая база по недвижимому имуществу, учитываемому организациями бюджетной сферы в качестве объектов основных средств, формируется до момента выбытия такого имущества (Письмо ФНС РФ от 30.04.2019 № БС-4-21/8367@).

Для отдельных организаций ст. 381 НК РФ установлены льготы по налогу на имущество. Они могут предусматриваться и законами субъектов РФ.

Ставка, порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций утверждаются законами субъектов РФ. При этом ставка налога не может превышать 2,2 % (п. 1 ст. 380 НК РФ).

Сумма налога исчисляется по итогам календарного года. При этом по итогам каждого квартала организации исчисляют авансовые платежи по налогу (в случае если такие платежи предусмотрены законами субъектов РФ). Сроки и порядок уплаты налога (авансовых платежей) также устанавливаются на региональном уровне (п. 1, 2, 4 ст. 382, п. 1 ст. 383 НК РФ).

Операции по начислению и перечислению в бюджет исчисленных сумм налога на имущество (авансовых платежей) отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом:

Содержание операции

Казенные учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество

1 401 20 291

1 109 xx* 291

1 303 12 731

0 401 20 291

0 109 xx 291

0 303 12 731

Уплачен налог в бюджет

1 303 12 831

1 304 05 291

0 303 12 831

0 201 11 610

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

    *
Здесь и далее: в таблице вместо символа «xx» указывается соответствующий аналитический код.

В бюджетном учреждении культуры по итогам 2018 года начислен налог на имущество в сумме 13 000 руб. Налог выплачен за счет субсидии на выполнение государственного задания. При расчете объема субсидии эти затраты отнесены в состав расходов на содержание недвижимого имущества.

В соответствии с Инструкцией № 174н[4] в учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен налог на имущество (на основании бухгалтерской справки с приложением налоговой декларации)

4 401 20 291

4 303 12 731

13 000

Перечислен налог в бюджет

4 303 12 831

4 201 11 610

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

13 000

Расчеты по земельному налогу

Расчеты по земельному налогу отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете с применением счета 0 303 13 000.

Общие принципы исчисления земельного налога установлены гл. 31 НК РФ. При этом, поскольку данный налог относится к категории местных, он вводится в действие нормативными актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (далее – местные законы, представительные органы). Устанавливая налог, представительные органы утверждают налоговые ставки (в пределах, установленных гл. 31 НК РФ), порядок и сроки его уплаты.

Кроме того, местными законами могут быть установлены налоговые льготы, необходимость внесения авансовых платежей по налогу и прочие особенности исчисления и уплаты земельного налога.

Государственные (муниципальные) учреждения, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются плательщиками земельного налога на основании п. 1 ст. 388 НК РФ.

В отношении земельных участков, полученных по договору безвозмездного пользования или договору аренды, учреждения налогоплательщиками не признаются (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Земельный налог рассчитывается в отношении каждого земельного участка исходя из его кадастровой стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года). Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по окончании I, II и III квартала текущего налогового периода (п. 1, 6 ст. 396 НК РФ).

Операции по начислению и перечислению в бюджет земельного налога отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом:

Содержание операции

Казенные учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество

1 401 20 291

1 109 xx 291

1 303 13 731

0 401 20 291

0 109 xx 291

0 303 13 731

Уплачен налог в бюджет

1 303 13 831

1 304 05 291

0 303 13 831

0 201 11 610

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

За 2018 год автономное учреждение культуры начислило земельный налог в сумме 4 000 руб. Расходы на его выплату отнесены на затраты по содержанию недвижимого имущества. Операции осуществляются в рамках деятельности по выполнению госзадания.

В бухгалтерском учете учреждения на основании Инструкции № 183н[5] будут составлены следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен земельный налог (на основании бухгалтерской справки с приложением налоговой декларации)

4 401 20 291

4 303 13 731

4 000

Перечислен налог в бюджет

4 303 13 831

4 201 11 610

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

4 000

Расчеты по транспортному налогу

Отдельного счета для отражения расчетов по транспортному налогу Инструкция № 157н[6] не предусматривает, поэтому их учет следует вести в составе расчетов по прочим платежам в бюджет на счете 0 303 05 000.

Транспортный налог устанавливается гл. 28 НК РФ и законами субъектов РФ о налоге. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ утверждают налоговую ставку, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога.

Плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Транспортный налог исчисляется исходя из мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства.

Размеры налоговых ставок указаны в ст. 361 НК РФ. При этом регионы вправе увеличить (уменьшить) их не более чем в десять раз. Ставки устанавливаются в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Налог на дорогостоящие автомобили рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ.

Транспортный налог исчисляется по итогам календарного года. По итогам каждого квартала исчисляются авансовые платежи по налогу. Заметим: законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков может быть установлено право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи (п. 1, 2.1, 6 ст. 362 НК РФ).

Операции по начислению и перечислению в бюджет транспортного налога отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом:

Содержание операции

Казенные учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество

1 401 20 291

1 109 xx 291

1 303 05 731

0 401 20 291

0 109 xx 291

0 303 05 731

Уплачен налог в бюджет

1 303 05 831

1 304 05 291

0 303 05 831

0 201 11 610

забалансовый счет 18 (КВР 852 /
подстатья 291 КОСГУ)

Сумма транспортного налога, исчисленного казенным учреждением культуры за 2018 год, составила 25 000 руб.

Операции по начислению и перечислению налога в бюджет отразятся в бюджетном учете согласно Инструкции № 162н[7] следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен транспортный налог

1 401 20 291

1 303 05 731

25 000

Перечислен налог в бюджет

1 303 05 831

1 304 05 291

25 000

Недоимки, пени и штрафы по налогам

При нарушении сроков уплаты имущественных налогов помимо неуплаченной суммы налога (недоимки) с налогоплательщика могут быть взысканы пени.

Недоимка по налогу – сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 НК РФ).

Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в процентах от неуплаченной суммы налога. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (ст. 75 НК РФ).

Кроме того, за неуплату или неполную уплату налога налогоплательщику может грозить штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ.

Недоимка по имущественным налогам уплачивается по тем же КБК, что и сами налоги: по кодам видов расходов 851 (в части недоимки по налогу на имущество и земельному налогу), 852 (в части недоимки по транспортному налогу), применяемым в увязке с подстатьей 291 КОСГУ (п. 49.8 Порядка № 132н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).

Уплату пеней и штрафов по налогам следует относить на код вида расходов 853 «Уплата иных платежей» и подстатью 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах» КОСГУ (п. 51.8.5.3 Порядка № 132н, п. 10.9.2 Порядка № 209н).

Поскольку недоимка представляет собой непосредственно сумму налога, который не был уплачен вовремя, следовательно, расчеты по ее уплате отражаются на тех же счетах, что и расчеты по уплате налогов, по которым она выявлена.

Суммы пеней и штрафов по своей сути являются экономическими санкциями, наложенными в нарушение законодательства о налогах и сборах (в частности, за просрочку уплаты налогов). При этом отдельных счетов для отражения данных сумм Инструкцией № 157н не предусмотрено. По нашему мнению, учет таких сумм может быть организован одним из следующих способов:

1) на счетах, предназначенных для отражения сумм налогов, по которым начислены соответствующие пени и штрафы. К примеру, для отражения пеней по налогу на имущество применяется счет 0 303 12 000. Таким образом, аналитический учет по данному счету следует вести в разрезе начисленных сумм налога, пеней и штрафов;

2) на счете 0 303 05 000 в составе прочих обязательных платежей в бюджет.

Учреждения решают самостоятельно, на каких счетах им отражать суммы пеней и штрафов по налогам. Эти счета нужно закрепить в учетной политике.

По результатам налоговой проверки бюджетному учреждению культуры предъявлено требование об уплате недоимки в размере 10 000 руб. и пеней в размере 500 руб. (цифры условные) за неполное и несвоевременное перечисление земельного налога в бюджет. Недоимка была уплачена за счет субсидии на выполнение госзадания, пени – за счет собственных доходов. Согласно учетной политике пени и штрафы по налогам отражаются на тех же счетах, что и сами налоги.

В бухгалтерском учете учреждения будут составлены следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена недоимка по земельному налогу

4 401 20 291

4 303 13 731

10 000

Начислены пени по земельному налогу

2 401 20 292

2 303 13 731

500

Перечислены в бюджет:




– недоимка

4 303 13 831

4 201 11 610

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

10 000

– пени по налогу

2 303 13 831

2 201 11 610

забалансовый счет 18 (КВР 853 /
подстатья 292 КОСГУ)

500

* * *

Для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете расчетов с бюджетом по имущественным налогам применяются следующие счета:

– 0 303 05 000 – по транспортному налогу;

– 0 303 12 000 – по налогу на имущество организаций;

– 0 303 13 000 – по земельному налогу.

В настоящее время учреждения исчисляют и уплачивают имущественные налоги самостоятельно в соответствии с положениями НК РФ, а также законов субъектов РФ (нормативных актов муниципальных образований).

С 2021 года учреждениям не придется исчислять самим транспортный и земельный налоги. Они будут уплачиваться на основании сообщений, сформированных налоговыми органами, в которых уже будет проставлена исчисленная сумма (Приказ ФНС РФ от 05.07.2019 № ММВ-7-21/337@[8]).

Порядок применения счетов для отражения пеней и штрафов по налогам учреждения устанавливают в рамках учетной политики. Учет таких сумм может быть организован на счете 0 303 05 000 как учет прочих платежей в бюджет либо на счетах, предназначенных для отражения налогов, по которым начислены соответствующие пени и штрафы.


[1] Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н.

[2] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

[3] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

[4] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

[5] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

[6] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[7] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[8] «Об утверждении форм сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога и земельного налога, а также о внесении изменений в Приказ ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@».

Источник: Журнал «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение»



Последние публикации

15 Января 2020

Когда начислять НДС подрядчику?

В Письме, посвященном выбору момента определения базы по НДС при выполнении работ, Минфин сделал следующие выводы. Первый: документом, подтверждающим сдачу результатов работ и, соответственно, факт их выполнения, является акт сдачи-приемки работ. В связи с этим подрядчик должен начислить НДС в периоде подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком. Второй: если заказчик либо подрядчик не подписал акт сдачи-приемки работ, но при этом имеется решение суда, из которого следует, что условия договора на проведение работ подрядчиком выполнены, днем выполнения работ для целей исчисления НДС нужно считать дату вступления в законную силу решения суда. Таким образом, у подрядчика имеется два варианта действий: если заказчик подписал акт сдачи-приемки работ, необходимо начислить НДС, если не подписал – не начислять налог до тех пор, когда вступит в силу решение суда, рассматривавшего спор между двумя хозяйствующими субъектами. Между тем следование этому однозначному подходу может повлечь доначисление НДС подрядчику.

Упрощенцам и ИП на патенте упростили жизнь

Не очень значительные, но в целом приятные для "доходно-расходных" упрощенцев и предпринимателей на ПСН изменения внесены в НК. Теперь первым не обязателен факт подачи документов на госрегистрацию прав на недвижимость, чтобы включить стоимость ОС в "упрощенные" расходы. А для вторых окончательно решен - в их пользу - вопрос о численности работников при совмещении патента с иными налоговыми режимами.

Как новые законы 2020 года отразятся на регионах юга России

В наступившем году в южнороссийских регионах начинают действовать несколько законодательных инициатив, касающихся налогообложения и финансовой поддержки предпринимателей и физических лиц. О самых значимых расскажем в данной статье.

13 Января 2020

Как изменились коэффициенты-дефляторы для целей налогообложения

С 2020 года в России применяются новые коэффициенты-дефляторы для целей налогообложения. Такие коэффициенты устанавливаются ежегодно. Они нужны для учета уровня инфляции при расчете суммы налога к уплате. На 2020 год коэффициенты увеличиваются в диапазоне от 4,85% по НДФЛ до 4,9% по ПСН и ЕНВД.

Громкая победа подрядчика в споре о взыскании оплаты работ и ее налоговые последствия

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ в Определении от 24.09.2019 № 305‑ЭС19-9109 по делу № А40-63742/2018 подтвердила право подрядчика требовать оплаты работ, если заказчик не подписал акт и не представил мотивированных возражений. Причем не важно, что стороны подписали акт сверки, в котором спорная задолженность не была указана. Рассмотрим подробности хозяйственного спора и оценим налоговые последствия позиции Верховного Суда для других схожих случаев, когда заказчик уклоняется от подписания акта сдачи-приемки работ.



ТОП статьи

Конфигуратор сервера hp proliant hpe dell с ценами

Продажа серверного и сетевого оборудования

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ


Налоговые новости

15 Января 2020

ФНС разъяснила порядок начисления нового налога на недвижимость в Крыму

Упрощен порядок получения налогового вычета по расходам на покупку лекарств

Выплачивая доходы иностранным организациям, ИП теперь становятся налоговыми агентами по налогу на прибыль

Налоговая служба рассказала, как подать уведомление об изменении порядка уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

КБК для учета грантов в форме субсидии в 2019 году: совместная позиция трех ведомств

13 Января 2020

КС РФ: доплата за совмещение не учитывается при сравнении зарплаты с МРОТ

С 2020 года снижен размер выручки плательщиков ЕСХН для применения освобождения от НДС

Рекомендована новая форма уведомлений об обособленном подразделении, через которое уплачивается налог на прибыль

При слиянии двух организаций нужно восстановить НДС с переданного имущества реорганизованного лица

Минфин России подготовил памятку по случаям проведения обязательного аудита бухотчетности за 2019 год

Некоторым упрощенцам могут разрешить не подавать налоговую декларацию

25 Декабря 2019

Физлица должны выбрать льготный объект по имущественным налогам до 31 декабря

При взаимозачетах между организациями и ИП касса не нужна

Изменится порядок выдачи и оформления листка нетрудоспособности

Изменен порядок заполнения декларации по НДС

читать все Новости