Меню

Актуально








Рубрикатор

Справочник


Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

18 Октября 2018Покупка СИЗ за счет средств ФСС


Средства индивидуальной защиты (СИЗ) работников – это технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (ст. 209 ТК РФ). Обеспечение работников специальной одеждой, обувью и другими СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Кроме того, на указанные цели могут быть направлены также средства ФСС. В каких случаях это возможно и каков порядок приобретения СИЗ за счет средств фонда, расскажем в статье.

К средствам индивидуальной защиты относятся специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органов слуха, глаз, предохранительные приспособления и пр.).

Обязанность работодателя по приобретению и выдаче СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, установлена ст. 212, 221 ТК РФ. При этом работодатель должен учитывать следующее:

1) СИЗ приобретаются за счет средств работодателя и выдаются работникам бесплатно;

2) приобретение и выдача СИЗ допускается только при наличии сертификата или декларации соответствия, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям безопасности, установленным законодательством, а также при наличии санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации дерматологических СИЗ;

3) выдача СИЗ работникам осуществляется согласно типовым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, обуви и других СИЗ.

Нормы выдачи СИЗ

Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее – Правила № 290н) утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н. Согласно п. 14 Правил № 290н при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.

Полномочия по утверждению типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, обуви и других СИЗ возложены на Минтруд (п. 5.2.31 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 610). К примеру, для организаций культуры и высших учебных заведений типовые нормы утверждены Постановлением Минтруда РФ от 25.12.1997 № 66, для организаций здравоохранения – Постановлением Минтруда РФ от 29.12.1997 № 68, для воинских частей и организаций Минобороны – Постановлением Минтруда РФ от 22.07.1999 № 25.

При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики (утверждены Приказом Минтруда РФ от 09.12.2014 № 997н), а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах – типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

Кроме того, согласно п. 6 Правил № 290н работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения сам устанавливать нормы бесплатной выдачи СИЗ, при условии что они улучшают по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Самостоятельно разработанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Финансовое обеспечение приобретения СИЗ из средств ФСС

Поскольку мероприятия по приобретению СИЗ включены в перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, их финансовое обеспечение может осуществляться за счет средств ФСС. То есть работодатель-страхователь может приобретать СИЗ за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС в текущем финансовом году. На это указывают п. 2, пп. «г» п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н (далее –Правила № 580н).

Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 % сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Сумма страховых взносов по страхованию от травматизма, начисленных казенным учреждением за 2017 год, составила 50 000 руб. За счет этих взносов в 2017 году были произведены расходы на выплату страхового обеспечения в сумме 7 000 руб.

В 2018 году на финансовое обеспечение предупредительных мер, в том числе приобретения СИЗ, из средств ФСС учреждение может использовать только 8 600 руб. ((50 000 ‑ 7 000) руб. x 20 %).

В случае если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, не может превышать:

– 20 % сумм страховых взносов, начисленных им за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом расходов на выплату обеспечения по данному виду страхования, произведенных страхователем за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году;

– сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган ФСС в текущем финансовом году.

За счет средств ФСС могут приобретены лишь те СИЗ, которые изготовлены на территории РФ. Причем расходы страхователя на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечению из средств ФСС, только если специальная одежда изготовлена на территории РФ из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является Российская Федерация. Такие уточнения добавлены в Правила № 580н Приказом Минтруда РФ от 29.04.2016 № 201н в 2017 году.

Порядок обращения за средствами ФСС на покупку СИЗ

В целях получения финансового обеспечения на приобретение СИЗ из средств ФСС страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. К заявлению прилагаются следующие документы (п. 4 Правил № 580н):

1) план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году (форма приводится в приложении к Правилам № 580н), разработанный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, определенного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), с указанием суммы финансирования;

2) копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копия либо выписка из коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников);

3) документы (их копии), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер. В части мероприятий по приобретению СИЗ такими документами являются:

– перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ;

– перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда, с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ;

– копии сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878, с изменениями, внесенными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.11.2012 № 221;

– копия заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданного Минпромторгом в отношении специальной одежды, специальной обуви или других СИЗ.

Заявление с прилагаемыми к нему документами (копиями документов) и сведениями подается страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

Если сумма страховых взносов, начисленных страхователем за предшествующий год, не превышает 10 млн руб., решение о финансовом обеспечении предупредительных мер (отказе в таком обеспечении) принимается территориальным органом ФСС в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов. Если сумма страховых взносов превышает указанную величину, то решение будет вынесено позднее, так как в этом случае территориальный орган ФСС направляет полученные документы на согласование в ФСС (п. 8 Правил № 580н).

Отказать в финансовом обеспечении территориальный орган ФСС может в следующих случаях (п. 10 Правил № 580н):

1) на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка по страховым взносам, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;

2) представленные документы содержат недостоверную информацию;

3) предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;

4) страхователем представлен неполный комплект документов.

Согласно п. 12 Правил № 580н страхователь обязан вести учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представлять в территориальный орган ФСС отчет об их использовании. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган ФСС документы, подтверждающие произведенные расходы.

Страхователь несет ответственность за использование по целевому назначению и в полном объеме сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации до 10 октября текущего года. Стоит отметить, что расходы страхователя, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (п. 13, 14 Правил № 580н).

Особенности возмещения расходов страхователей – участников пилотного проекта

Страхователям, зарегистрированным в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта ФСС, средства ФСС на реализацию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, в том числе на приобретение СИЗ, выделяются с учетом особенностей, установленных Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294.

Напомним, что пилотный проект предусматривает механизм прямых выплат пособий (иных видов страхового обеспечения) органами ФСС. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 294 предупредительные меры оплачиваются страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением из средств бюджета ФСС произведенных страхователем расходов в пределах суммы на эти цели, согласованной с территориальным органом ФСС.

Страхователь обращается в территориальный орган ФСС по месту регистрации с заявлением о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер и представляет документы, подтверждающие произведенные расходы, не позднее 15 декабря соответствующего года. В течение 5 рабочих дней со дня приема от страхователя заявления и документов, подтверждающих произведенные расходы, территориальный орган ФСС принимает решение о возмещении за счет средств бюджета ФСС расходов и производит перечисление средств на расчетный счет страхователя, указанный в заявлении.

Объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, перечень предупредительных мер, порядок и сроки подачи и рассмотрения заявления страхователя о финансовом обеспечении предупредительных мер, перечень документов, прилагаемых к заявлению, и требования к их оформлению, а также основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер определяются в отношении участников пилотного проекта согласно Правилам № 580н.

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 99, 118 Инструкции № 157н[1] специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды) подлежат учету в составе мягкого инвентаря на счете 0 105 05 000 «Мягкий инвентарь».

Согласно Указаниям № 65н[2] расходы казенных учреждений по приобретению для работников СИЗ в рамках мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, произведенные в счет начисляемых страховых взносов, отражаются по КВР 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» в увязке со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Данная позиция подтверждается Письмом Минфина РФ от 08.11.2016 № 02‑05‑11/65288.

Операции по приобретению СИЗ в бюджетном учете отражаются казенными учреждениями в соответствии с Инструкцией № 162н[3] и разъяснениями, приведенными в Письме Минфина РФ от 16.02.2017 № 02‑07‑07/8786.

В 2018 году объем средств, которые казенное учреждение вправе направить на финансовое обеспечение предупредительных мер за счет 
сумм страховых взносов по страхованию от травматизма, составляет 15 000 руб. В сентябре 2018 года учреждение приобрело для работников сертифицированную спецодежду на сумму 7 000 руб. Сумма начисленных страховых взносов в этом месяце составила 10 000 руб.

В бюджетном учете казенного учреждения такие операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2 %)

119 1 401 20 213

119 1 303 06 730

10 000

Поступила спецодежда в рамках мероприятий по сокращению травматизма

000 1 105 35 340

119 1 302 34 730

7 000

Оплачена спецодежда

119 1 302 34 830

119 1 304 05 340

7 000

Начислены требования по компенсации затрат государства, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма в текущем финансовом году

134 1 209 34 560

134 1 401 10 134

7 000

Зачтены расходы, произведенные в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС

119 1 303 06 830

134 1 209 34 660

7 000

Перечислено в ФСС за вычетом произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма расходов

(10 000 ‑ 7 000) руб.

119 1 303 06 830

119 1 304 05 213

3 000

Выдана спецодежда работникам (на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210))

000 1 401 20 272

000 105 35 440

7 000

Одновременно выданная спецодежда отражена на забалансовом счете

Забалансовый счет 27

7 000

Для учета имущества, в том числе спецодежды, которое выдается в личное пользование работнику при исполнении им служебных обязанностей, применяется карточка (книга) учета выдачи имущества в пользование (ф. 0504206). В ней регистрируется выданное в пользование имущество по наименованиям, отраженным в графе 1, с указанием нормы выдачи, нормативного срока использования (при наличии), количества выданных материальных ценностей (Приказ № 52н[4]).

При возврате имущества регистрируется количество сданного имущества по наименованиям, отраженным в графе 1, с указанием количества возвращенного (сданного) имущества, даты возврата и с подписью лица, принявшего сданное работником имущество.

* * *

Обеспечение СИЗ работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, является обязанностью работодателя.

Приобретение и выдача СИЗ работникам осуществляется в соответствии с типовыми нормами.

На финансовое обеспечение расходов по приобретению СИЗ могут быть направлены средства ФСС. Требования для получения такого обеспечения установлены в Правилах № 580н.

В бюджетном учете СИЗ учитываются на счете 1 105 35 000 «Мягкий инвентарь – иное движимое имущество учреждения». При отражении в бюджетном учете расходов на приобретение для работников СИЗ, произведенных в счет начисляемых страховых взносов, необходимо руководствоваться разъяснениями, доведенными Письмом Минфина РФ от 16.02.2017 № 02‑07‑07/8786.


[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[4] Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению».

Источник: Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение"



Последние публикации

19 Ноября 2018

Порядок формирования государственных заданий

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу. Основная деятельность бюджетного учреждения – та, ради которой оно и было создано, – ведется согласно государственному (муниципальному) заданию, которое формируется и утверждается его учредителем (ч. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

Требования и запросы из ИФНС: как реагировать

Как выяснилось, не всегда налоговики действуют правомерно. Поэтому их незаконные требования и штрафы нужно оспаривать. А также не забывать заявлять о смягчающих обстоятельствах.

Вычет НДС по приобретаемым основным средствам

Для заявления НДС-вычета по основным средствам важно принять их на учет. Что под этим подразумевается: отражение на счете 01 или на счете 08? Особенно важно в этом разобраться, когда приобретаются здание или оборудование, находящиеся в состоянии, непригодном для эксплуатации, либо требующие длительной реконструкции и модернизации.

15 Ноября 2018

Новые правила закупки моторного топлива

В конце марта 2018 года Правительство РФ скорректировало перечень случаев, когда при заключении контракта в документации о закупке указываются формула расчета цены и максимальное значение цены контракта. В частности, с 11.04.2018 правило твердой цены для контрактов на приобретение ГСМ не действует. Разберемся, что изменилось и как теперь закупать моторное топливо.

В Калининградской области повысили налог на игорный бизнес

Ставки налога на игорный бизнес в Калининградской области выросли в два раза. Такой законопроект приняли региональные депутаты. Кроме того, в списке плательщиков появились новые самостоятельные объекты налогообложения - процессинговые центры букмекеров и тотализаторов, принимающие интерактивные ставки.



ТОП статьи

Сдача электронной налоговой отчетности через интернет в ФСС, ФНС, ИФНС, Пенсионный фонд, Росстат.






Налоговые новости

19 Ноября 2018

Уточнен порядок обложения НДФЛ доходов сотрудника организации, направляемого за пределы РФ

Дата обнаружения задолженности по налогам не влияет на порядок расчета пени

Расходы по возврату нереализованной части товаров можно учесть в налоговой базе по налогу на прибыль

Резерв на годовые премии: суд разрешил не отражать все правила в учетной политике

Для нового порядка проведения камеральных налоговых проверок разработаны необходимые формы документов

Для целей налогообложения утверждены коэффициенты-дефляторы на 2019 год

16 Ноября 2018

Госдума дала меценатам налоговые льготы

При обучении в магистратуре по новой специальности за сотрудником сохраняется право на учебный отпуск

Проведение мероприятий и праздников: какие коды КОСГУ применять в 2019 году?

2-НДФЛ: налоговики пояснили, по какой форме надо будет выдавать новые справки работникам

ФНС России рекомендован дополнительный лист к заявлению о регистрации (перерегистрации) ККТ, используемой в составе нескольких автоматических устройств для расчетов

15 Ноября 2018

Провести медосмотр за счет кандидата, а после возместить ему расходы - суд схему не одобрил

Минтруд России против публикации работодателем оснований увольнения работников

Для жителей Камчатки снизят транспортный налог

Налоговики в составе комиссий могут проводить рейды для выявления неуплаты НДФЛ при сдаче квартиры в аренду

читать все Новости