Меню

Актуально








Рубрикатор

Сервера в наличии


ВЕЧЕРНИЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЮРИСТОВ (1-5 мес.)


Публикация

23 Ноября 2017Обзор нарушений, допускаемых учреждениями при заполнении форм бюджетной отчетности


Т. Обухова

эксперт журнала «Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений»

Правильность составления получателями бюджетных средств форм бюджетной отчетности проверяется:

– органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель) в рамках проводимой им камеральной проверки отчетных форм;

– ревизорами при осуществлении выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

О том, на что следует обратить внимание при заполнении отчетных форм по итогам 2017 года, мы поговорим в этой статье.

Камеральная проверка отчетных форм учредителем обычно совершается на предмет установления:

– соответствия представленных подведомственных учреждением форм отчетности требованиям, определенным Инструкцией № 191н[1];

– соблюдения контрольных соотношений между показателями отчетных форм (как внутри формы, так и между формами).

При выездной проверке контролеры, как правило, не осуществляют проверку контрольных соотношений показателей отчетных форм. Их в большей степени интересуют достоверность информации, отраженной в отчетных бухгалтерских формах, и ее соответствие фактам финансово-хозяйственной жизни учреждения.

Информации, содержащейся в Инструкции № 191н, нередко бывает недостаточно для отражения показателей, сформированных у учреждения по итогам проведения тех или иных операций. С целью разъяснения порядка отражения в отчетных формах показателей бюджетного учета Минфин совместно с Федеральным казначейством ежегодно издает письма, в которых разъясняет особенности заполнения отдельных строк, граф, разделов отчетных форм при отражении тех или иных операций. В 2017 году важные разъяснения по вопросам заполнения отчетных форм содержатся в следующих письмах:

– от 02.02.2017 № 02-07-07/5671/07-04-05/02-121;

– от 02.02.2017 № 02-07-07/5669/07-04-05/02-120;

– от 17.02.2017 № 02-06-07/10292/07-04-05/02-174;

– от 07.04.2017 № 02-07-07/21964/07-04-05/02-309;

– от 07.04.2017 № 02-07-07/21798/07-04-05/02-308.

Пояснения, содержащиеся в названных письмах, следует использовать при формировании годовых отчетных форм. Полагаем, что, когда приблизится срок составления отчетности по итогам 2017 года, дополнительно будут выпущены письма, содержащие важную информацию в отношении формирования форм отчетности.

Баланс получателя бюджетных средств (ф. 0503130)

Правила заполнения этой отчетной формы установлены п. 12 – 19 Инструкции № 191н. В балансе (ф. 0503130) отражаются:

– в графе «На начало года» – данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным графы «На конец отчетного периода» предыдущего года (заключительный баланс);

– в графе «На конец отчетного периода» – данные о стоимости активов и обязательств, финансовом результате на 01.01.2018 с учетом проведенных 31 декабря при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бухгалтерского учета.

При заполнении этой отчетной формы по итогам 2017 года рекомендуем воспользоваться информацией, содержащейся в Письме Минфина РФ № 02-07-07/5669, Федерального казначейства № 07-04-05/02-120. Ниже осветим отдельные моменты, на которые следует обратить внимание при заполнении данной формы.

Неправильное отражение в балансе (ф. 0503130) стоимости земельных участков. Как показывают результаты проверки, отдельные учреждения земельные участки, находящиеся у них на праве бессрочного пользования, учитывают на забалансовом счете. Соответственно, эти объекты в отчетности отражаются не в балансе (ф. 0503130), а в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах. Однако по правилам, установленным инструкциями № 157н[2], 162н[3], земельные участки, в том числе те, на которых расположены здания и которые переданы учреждениям в бессрочное пользование, учитываются на счете 0 103 00 000 и отражаются по кадастровой стоимости по строке 070 баланса (ф. 0503130).

При этом следует учитывать, что изменение кадастровой стоимости земельного участка, ранее принятого к бюджетному учету, отражается:

– в случае увеличения балансовой стоимости – в положительном значении;

– в случае уменьшения балансовой стоимости – в отрицательном значении.

Таким образом, если в ходе проверки контролерами будут выявлены документы, свидетельствующие об изменении кадастровой стоимости земельных участков, но при этом данные изменения не зафиксированы в бюджетном учете и, соответственно, в формах бюджетной отчетности (в частности, в балансе (ф. 0503130)), то такие действия со стороны учреждения будут расцениваться как нарушение норм законодательства РФ, приводящие к искажению показателей отчетности.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка после отчетной даты, но до представления отчетности относится к существенному событию и подлежит отражению в отчетности за 2017 год. При этом в случае, если для соблюдения сроков представления бюджетной отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов (документов, подтверждающих изменение кадастровой стоимости земельного участка) информация о событии после отчетной даты не используется при формировании балансовых показателей отчетности, сведения об указанном событии и его оценке в денежном выражении подлежат раскрытию при представлении бюджетной отчетности в текстовой части разд. 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности» пояснительной записки (ф. 0503160).

Неотражение по строке 090 капитальных вложений в отношении имущества, переданного в учреждение в период составления отчетных форм. Нередко проверяющими выявляется такая ситуация: акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) датирован декабрем (допустим, 2017 года), фактически имущество тоже было передано в декабре (предположим, что 2017 года), однако фактически акт поступил в учреждение в январе (соответственно, 2018 года), о чем имеется соответствующая отметка на акте. В момент поступления акта учреждение готовилось к началу составления годовых отчетных форм. Документально имущество на счетах бюджетного учета было отражено в январе 2018 года. Данный факт проверяющими расценивается как нарушение методологии учета.

По мнению Минфина и Федерального казначейства, изложенному в Письме № 02-07-07/5669/07-04-05/02-120, вложения в нефинансовые активы (счет 0 106 00 000) отражаются по строке 090. По этой строке показывается общий объем капитальных вложений (по совокупности объектов). Информация, отраженная по строкам 090 – 094, в отношении объектов нефинансовых активов, по которым числятся незавершенные капитальные вложения в связи с созданием объекта недвижимости (строительством, реконструкцией, модернизацией (техническим перевооружением)) или его приобретением, должна быть сопоставима с информацией, приведенной в сведениях (ф. 0503190) (форма и порядок ее заполнения установлены Инструкцией о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.03.2016 № 15н). При этом обособление каких-либо расходов, формирующих капитальные вложения (например, процентов по кредиту), отдельными строками в сведениях (ф. 0503190) не предусмотрено.

В случае оформления после отчетной даты (но до представления отчетности) государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимости, формирование капитальных вложений по которым завершено до 01.01.2018, такое событие признается существенным и подлежит отражению в отчетности за 2017 год:

– на счетах бюджетного учета, если документы поступили в момент формирования отчетных форм, и в пояснительной записке (ф. 0503130);

– в пояснительной записке (ф. 0503130), если документы поступили в учреждение до момента отправки отчетности учредителю, но после того, как она была сформирована.

Отражение стоимости здания до момента государственной регистрации прав на него по строке 100 баланса (ф. 0503130). По строке 100 баланса (ф. 0503130) отражаются нефинансовые активы в пути, учитываемые на счете 0 107 00 000. Отражение зданий (помещений) до государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества по строке 100 баланса (ф. 0503130) не допускается. Учет здания (помещения) до получения документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления (правоустанавливающих документов) на это здание (помещение) у принимающей стороны, ведется на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», при условии, что право оперативного управления у передающей стороны не прекращено. При этом, если государственная регистрация права у принимающей стороны на указанный объект завершена после 01.01.2018, но до срока представления отчетности, такое событие признается существенным. Поступление объекта имущества отражается на соответствующем счете аналитического учета счета 0 101 10 000 «Основные средства – недвижимое имущество учреждения» в отчетности за 2017 год. В случае если документы о государственной регистрации объекта поступили в учреждение поздно, информация о регистрации объекта приводится в текстовой части пояснительной записки.

Если у передающей стороны право оперативного управления прекращено в установленном порядке, а государственная регистрация названного права у принимающей стороны на названный объект не завершена, объект у принимающей стороны учитывается на счете 1 101 10 000 «Основные средства – недвижимое имущество учреждения».

Отрицательные значения показателя по строкам 260, 470, 490, 530. По этим строкам в балансе (ф. 0503130) отражаются показатели, сформированные по счетам 1 206 00 000, 1 301 00 000, 1 302 00 000. Правила ведения бюджетного учета не предполагают наличие кредитовых остатков по счету 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», дебетовых остатков по счетам 1 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», 1 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», 1 304 00 000 «Прочие расчеты с кредиторами». Соответственно, наличие показателей по указанным счетам со знаком минус является недопустимым.

Отражение просроченной дебиторской задолженности по расходам по строке 260, 310 баланса (ф. 0503130). По названным строкам отражаются показатели по счету 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 1 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами». Методологией учета, содержащейся в Инструкции № 162н, не предусматривается отражение просроченной дебиторской задолженности по расходам по счетам 1 206 00 000, 1 208 00 000, в отношении которой получатель бюджетных средств осуществляет мероприятия по восстановлению расходов бюджета (возврату в бюджет ранее произведенных расходов), в том числе:

– по осуществленной в рамках государственных (муниципальных) контрактов, соглашений предварительной оплате, подлежащей возврату контрагентом в случае расторжения контрактов (соглашений);

– по восстановлению в бюджете расходов по результатам претензионной работы, включая возврат излишне выплаченной заработной платы, задолженности уволенных сотрудников по подотчетным суммам.

Указанная дебиторская задолженность по восстановлению расходов бюджета подлежит отражению на счете 1 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат».

В связи с вышесказанным наличие по строкам 260, 310 просроченной дебиторской задолженности является нарушением.

Отчет об исполнении бюджета получателя бюджетных средств (ф. 0503127)

Порядок заполнения этой отчетной формы изложен в п. 60 – 67 Инструкции № 191н, а также разъяснен в письмах Минфина (в частности, от 27.04.2017 № 02-06-10/25785, от 21.07.2016 № 02-06-10/4375 и Письме Минфина РФ и Федерального казначейства № 02-07-07/5669/07-04-05/02-120). Среди нарушений, которые выявляются контролерами при проверке форм отчетности и, в частности, правильности заполнения отчета (ф. 0503127), можно выделить следующие:

– указание в отрицательном значении в разд. 2 отчета (ф. 0503127) сумм дебиторской задолженности прошлых лет, восстановленной на счетах получателей бюджетных средств (указанные суммы в обязательном порядке перечисляются получателями бюджетных средств в доход бюджета, поэтому они не должны отражаться в разд. 2 отчета (ф. 0503127));

– отсутствие в разд. 4 «Анализ показателей финансовой отчетности субъекта бюджетной отчетности» пояснительной записки (ф. 0503160) пояснений, в отношении некассовых операций, отраженных в отчете (ф. 0503127).

Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128)

Порядок формирования данной отчетной формы установлен п. 68 – 75 Инструкции № 191н. При отражении в отчете (ф. 0503128) операций по отложенным обязательствам, обязательствам годов, следующих за отчетным финансовым годом, рекомендуем также обратиться к Письму Минфина РФ № 02-07-07/21798, Федерального казначейства № 07-04-05/02-308 от 07.04.2017. В отчете (ф. 0503128) показатели по денежным обязательствам формируются на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 502 X2 000 «Принятые денежные обязательства», которые сформированы по результатам отражения учреждением в бюджетном учете фактов хозяйственной жизни (обязательств).

Среди ошибок, допускаемых учреждениями при формировании отчета (ф. 0503128), можно назвать следующие:

1. В графе 6 отражаются не кредитовые остатки по счету 1 502 07 000 «Принимаемые обязательства», как того требуют положения п. 71 Инструкции № 191н, а кредитовые обороты по этому счету.

2. В графе 6 показывается информация об уменьшение показателя по счету 1 502 17 000 при расторжении контракта. По мнению Минфина, изложенному в письмах этого ведомства, показатели графы 6 формируются без учета информации:

– об увеличении цены контракта (в случае изменения существенных условий контракта согласно законодательству РФ), в том числе контрактов, заключенных до отчетного финансового года;

– об уменьшении цены контракта, заключенного в отчетном финансовом году (при изменении существенных условий контракта в силу законодательства РФ), а также при расторжении контракта, заключенного в отчетном финансовом году (показатели изменения (уменьшения) обязательств отражаются с применением корреспонденций по счету 1 502 17 000 «Принимаемые обязательства текущего финансового года»).

Данная информация должна быть отражена в графе 7 отчета (ф. 0503128). При заполнении этой графы должна быть учтена информация:

– об увеличении цены контракта (в случае изменения его существенных условий согласно законодательству РФ), в том числе контрактов, заключенных до отчетного финансового года;

– об уменьшении цены контракта (в случае изменения его существенных условий) (при расторжении контракта, а также при возврате (восстановлении) расходов по авансам, выплаченным в отчетном финансовом году, по расторгнутому контракту), заключенного в отчетном финансовом году;

– об уменьшении цены контракта, заключенного до отчетного периода (при изменении существенных условий контракта согласно законодательству РФ), а также о расторжении контракта, заключенного до отчетного периода.

Названные операции отражаются методом «красное сторно» на сумму уменьшения цены контракта или сумму обязательств по контракту за вычетом задолженности (при наличии) поставщика (исполнителя) по выданным авансовым перечислениям (в сумме кредитового остатка по счету аналитического учета счета 0 502 11 000 «Принятые обязательства текущего финансового года» по расторгаемому контракту).

3. Показатель графы 9 «Денежные обязательства» отчета (ф. 0503128) превышает показатель графы 7 «Принятые бюджетные обязательства, всего». Превышение показателя графы 9 над графой 7 возможно только в случае наличия на отчетную дату дебетового остатка по счету 0 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». В этом случае возможно превышение на сумму дебиторской задолженности, сформированной в отчетном периоде (на сумму увеличения дебетового остатка по счету 1 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Во всех остальных случаях превышение показателя графы 9 над показателем графы 7 является недопустимым.

4. Наличие показателей по строке 911 разд. 3 в графах 4 – 6, 8 – 10, 12. По этой строке отражаются данные по отложенным обязательствам. В графе 7 разд. 3 отчета (ф. 0503128) отражаются кредитовые остатки, сформированные на конец отчетного финансового года у учреждения (по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)»). При этом показатель по счету 1 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражается в графе 7 разд. 3 отчета (ф. 0503128) в объеме резерва предстоящих расходов (счет 1 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов»), созданного по данным обязательствам. Показатель графы 7 должен быть равен показателю графы 11. По строке 911 разд. 3 в графах 4 – 6, 8 – 10, 12 показатели должны отсутствовать. Наличие в этих графах числовой информации является недопустимой и свидетельствует о неправильном заполнении отчета (ф. 0503128).

Пояснительная записка (ф. 0503160)

Правила составления пояснительной записки (ф. 0503160) определены в п. 151 – 177 Инструкции № 191н. Названная отчетная форма включает в себя много таблиц (приложений), которые оформляются субъектом бюджетной отчетности с периодичностью, установленной для каждой таблицы (приложения). Заполнению подлежат лишь те таблицы, информация по заполнению которых имеется у субъекта отчетности. Наиболее часто встречающимся нарушением в заполнении этой отчетной формы является пренебрежительное заполнение субъектом отчетности таблиц формы; многие таблицы указанной отчетной формы вообще не заполняются, несмотря на наличие у субъекта отчетности числовых данных по ним.

* * *

В завершение отметим, что в ходе проверок выявляются разнообразные нарушения заполнения отчетных форм, которые в рамках одной статьи осветить невозможно. Мы обратили внимание читателей лишь на некоторые из них.

Субъектам отчетности рекомендуем быть предельно внимательными при составлении отчетных форм. Представление отчетности с нарушением требований, установленных к ней, отражение в отчетных формах недостоверных сведений влекут наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.


[1] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Источник: Журнал «Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений»



Последние публикации

20 Ноября 2019

Может ли работник-льготник требовать предоставления ему отпуска менее чем через три дня после подачи заявления?

Статья 122 Трудового кодекса устанавливает право отдельных категорий работников на использование отпуска в удобное для них время. При этом в силу части девятой ст. 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала. Минтруд России рассмотрел вопрос о том, обязан ли работодатель с учетом указанных законоположений удовлетворить заявление работника, имеющего право на использование отпуска в удобное для него время, о предоставлении отпуска, если с таким заявлением работник обратился менее чем за 3 дня до желаемой даты начала отпуска.

КС РФ: выходное пособие должно быть не ниже зарплаты независимо от способа подсчета среднего месячного заработка и даты увольнения

Позиция Конституционного суда Российской Федерации по данному вопросу отражена в постановлении КС РФ от 13 ноября 2019 г. № 34-П, посвященном проверке конституционности абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922.

Сведения о трудовой деятельности в электронном виде с 2020 года: что должны делать работодатели и о чем следует подумать работникам

Законопроекты, предполагающие введение с 1 января следующего года обязанности работодателей по представлению в информационную систему ПФР сведений о трудовой деятельности работников, а также ответственности за непредставление таких сведений либо представление неполной или недостоверной информации, рассмотрены на данный момент только в первом чтении.

18 Ноября 2019

Нарушения, связанные с отчетностью, в свете новшеств статьи 15.15.6 КоАП РФ

Новая редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ, которая ранее касалась ответственности за нарушения, связанные с бюджетной отчетностью, претерпела ряд существенных изменений. Рассмотрим данные нововведения.

Работникам готовят электронное будущее

Уже в ближайшее время кадровый документооборот начнет перемещаться в цифровую плоскость: заключать трудовые договоры и вести трудовые книжки организации (в том числе и учреждения) станут в электронном виде. Такое будущее готовят законодатели, разработавшие целый пакет соответствующих законопроектов. В каких случаях переходить на электронный документооборот и обязательно ли это делать?



ТОП статьи

Конфигуратор сервера hp proliant hpe dell с ценами

Продажа серверного и сетевого оборудования

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ


Налоговые новости

20 Ноября 2019

Лица, оказывающие услуги по доставке товаров, вправе применять НПД

Уточнен порядок направления уведомления о подаче единой декларации по налогу на имущество организаций

Чек без QR-кода не подтверждает расходы

Внесены изменения в форму уведомления о контролируемых сделках

Роструд дал пояснения по вопросу оплаты работы в выходные дни в командировке

18 Ноября 2019

Право на получение имущественного налогового вычета не зависит от назначения земли на которой находится жилой дом

Налоговая служба разработала форму реестра таможенных деклараций для подтверждения освобождения от уплаты акцизов

Налоговая служба пояснила порядок определения налоговой базы из кадастровой стоимости по иным видам недвижимости

Уточнен порядок заполнения расчета 4-ФСС в регионах, присоединившихся к пилотному проекту по прямым выплатам соцпособий

Разработан законопроект о размере фиксированных страховых взносов на 2021-2024 годы

13 Ноября 2019

В Екатеринбурге не будут повышать налог на имущество физлиц

Суд признал увольнение беременной сотрудницы по собственному желанию незаконным

В кассовом чеке должна указываться только фактически применяемая система налогообложения

В составе годовой отчетности бюджетных и автономных учреждений станет меньше форм

С 2020 года упрощено заполнение "нулевых" РСВ

читать все Новости