Меню

Актуально










Публикация

30 Августа 2017Новшества в части кассовых операций


Практика показывает, что учреждения физической культуры и спорта имеют дело не только с безналичными расчетами, но и с кассовыми операциями. Причем речь идет не о выдачах подотчетных сумм и выплате зарплаты сотрудникам. Бухгалтеры спортивных школ и иных учреждений могут принимать деньги за проводимые учреждениями занятия, за аренду спортивных площадок и спортинвентаря, а также осуществлять другие приходные операции со стороны. Они подпадают под действие Закона о применении ККТ[1], который не так давно кардинально был изменен: появилась обязанность заменить действующие автономные кассовые аппараты на так называемые сетевые, или онлайн-кассы. Но это еще не все. Грядут перемены и в самом кассовом порядке осуществления наличных денежных операций.

Будущие новшества в Порядке ведения кассовых операций

Регламентирующее названный порядок Указание ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У уже один раз было обновлено в 2015 году. Однако законодательство о наличном денежном обращении не стоит на месте, и регулятору, возможно, придется «подправить» нормы столь важного документа как минимум еще один раз. Связано это с поправками Федерального закона от 03.07.2016 № 290‑ФЗ, которым предусмотрено применение при осуществлении наличных расчетов контрольно-кассовой техники, позволяющей передавать данные о расчетах в налоговую инспекцию через Интернет.

Первое планируемое новшество состоит в том, что приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, возможно, будут оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании фискальных документов, предусмотренных Законом о применении ККТ. В действующей редакции Указания ЦБ РФ № 3210-У допускается, что только приходный кассовый ордер может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Законом о применении ККТ.

Следующим немаловажным новшеством является переход на электронный документооборот в кассе. В частности, планируется ввести право заверять документы электронной подписью. При этом продолжат действовать обычные подписи, поскольку будет оставлено право оформлять кассовые документы на бумажном носителе. Причем будут позаимствованы правила из Закона о применении ККТ – с определенной корректировкой. В частности, при оформлении приходного кассового ордера в электронном виде квитанция к приходному кассовому ордеру может направляться вносителю наличных денег по его просьбе на предоставленный им адрес электронной почты. Аналогичное правило действует уже сейчас при передаче покупателю электронного чека ККТ на почту.

На взгляд автора, интересно такое предложение. В случае оформления расходного кассового ордера в электронном виде получателем наличных денег может проставляться электронная подпись. Не совсем ясно, каким образом будет обеспечиваться наличие у физического лица данной подписи, вероятно, для этого будут использоваться мобильные устройства.

Заметим: сам проект изменений Указания ЦБ РФ № 3210-У в информационно-правовых базах уже выложен в двух редакциях. Автор не исключает третью, окончательную редакцию, которая будет отличаться от предшествующих вариантов. Самое главное, что вектор изменений направлен в ту же сторону, что и новшества Закона о применении ККТ, вводящие онлайн-ККТ и электронный документооборот при осуществлении наличных денежных расчетов с населением.

Можно ли учреждениям физической культуры и спорта обойтись без ККТ?

Пока можно. Это разрешает п. 2 ст. 2 Закона о применении ККТ. Организации и предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при оказании услуг населению, выдавая бланки строгой отчетности (БСО). Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 утверждено положение об осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.

Документы (квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы), приравненные к кассовым чекам, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению, оформляются на бланках строгой отчетности. Правительством РФ установлены обязательные минимальные реквизиты БСО.

Если федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают и формы БСО, используемых при осуществлении наличных расчетов за оказанные услуги.

В Письме Минфина РФ от 14.01.2016 № 03‑01‑15/570, посвященном вопросу оформления документов при оказании учреждениями культуры услуг, обращено внимание на то, что специальные БСО могут быть разработаны для оказания услуг учреждениями культуры (учреждениями кино и кинопроката, театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями и зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха), включая услуги физической культуры и спорта (проведение спортивно-зрелищных мероприятий).

Минкультуры такие бланки утвердило: билет, абонемент, экскурсионная путевка (см. Приказ от 17.12.2008 № 257). Однако учреждениям физической культуры и спорта все же ближе другой «регулятор» – Минспорта. Им в настоящий момент утверждена форма договора оказания услуг по спортивной подготовке (Приказ от 16.08.2013 № 637), однако БСО при осуществлении наличных расчетов этим министерством не утвержден, возможно, потому, что в рекомендуемой форме договора предусмотрены безналичные, а не наличные расчеты. А значит, бухгалтер учреждения физической культуры и спорта, оказывающего услуги населению, вправе разработать и применять при осуществлении наличных расчетов свой БСО, при условии, что он содержит минимальные реквизиты, предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 359.

Хотя нужно понимать, что реквизиты БСО установлены на более высоком уровне – в Законе о применении ККТ. Причем п. 1 ст. 4.7 предусмотрены одинаковые обязательные реквизиты для кассового чека и БСО. Очевидно, что они имеют приоритет перед нормами подзаконного акта – указанного выше постановления Правительства РФ. Но это еще не все. В Письме Минфина РФ от 12.05.2017 № 03‑01‑15/28910 обращено внимание на то, что требования к реквизитам первичных учетных документов для целей бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях установлены Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Нужно ли принимать во внимание нормы указанного документа? При ответе на данный вопрос надо понимать, что первичный учетный документ применяется в правовом поле Закона о бухгалтерском учете[2], в то время как БСО – это сфера регулирования Закона о применении ККТ. Хотя названные законы имеют точки соприкосновения, приоритет все же следует отдавать специальным нормам. В частности, если речь идет об оформлении наличных расчетов, то БСО должен отвечать требованиям законодательства о ККТ.

Обратим внимание еще на один важный момент. Как указано в Письме Минфина РФ от 20.02.2015 № 03‑01‑15/8188, нормы Закона о применении ККТ применяются при осуществлении предпринимательской деятельности. Если деятельность не признается таковой (например, в силу прямого указания закона[3]), то можно обойтись без кассового аппарата, не забывая при этом соблюдать порядок ведения кассовых операций. Учреждения физической культуры и спорта являются некоммерческими организаци­ями, не преследующими извлечение прибыли, что является главной целью предпринимательской деятельности. Поэтому можно утверждать, что в отношении наличных «некоммерческих» расчетов учреждения у него нет необходимости применять ККТ, что не освобождает от составления первичного приходного (расходного) документа.

Почему все же лучше готовиться к применению онлайн-ККТ?

Законодателем закреплен переход на новый порядок практически для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих наличные расчеты или расчеты с использованием платежных карт. Необоснованное освобождение тех или иных лиц от применения ККТ создаст условия для занижения налогооблагаемой базы, в том числе посредством применения различных схем уклонения от налогообложения, а также окажет негативное влияние на равные условия ведения бизнеса за счет создания условий для получения недобросовестными хозяйствующими субъектами незаконных преимуществ в виде неуплаты налогов (Письмо Минфина РФ от 13.01.2017 № 03‑01‑15/1016).

С 01.07.2017 в обязательном порядке на использование онлайн-касс уже перешли организации торговли, включая тех, для кого продажа товаров за наличный расчет является не основным, а вспомогательным видом деятельности. У предприятий сферы услуг и для малого бизнеса (где не было обязанности применять ККТ) будет еще год для перехода на новый порядок – для них он становится обязательным с 01.07.2018.

Если учреждения физической культуры и спорта и занимаются предпринимательской деятельностью, то в сфере оказания услуг, а поэтому до указанной выше даты, как и раньше, могут обходиться без кассовых аппаратов при условии выдачи бланка строгой отчетности (п. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290‑ФЗ). Однако после 1 июля 2018 года упомянутым учреждениям, оказывающим платные услуги населению, придется БСО заменить на кассовый чек и применять онлайн-ККТ.

В отдаленных от сетей связи местностях при численности населения не более 10 тыс. человек (Приказ Минкомсвязи РФ от 05.12.2016 № 616) пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме (п. 7 ст. 2 Закона о применении ККТ). Региональными властями должны быть утверждены перечни местностей, удаленных от сетей связи, в которых можно использовать и продолжать ставить на учет обычные «несетевые» ККТ (Письмо ФНС РФ от 27.01.2017 № ЕД-4-20/1435).

Заслуживает внимание Письмо ФНС РФ от 03.04.2017 № ЕД-4-20/6181@, посвященное мотивации налогоплательщиков к переходу на новый порядок применения ККТ. Перейдя на онлайн-ККТ, организация (учреждение) получает следующие преимущества:

– возможность регистрации контрольно-кассовой техники онлайн без визита в налоговый орган, что существенно экономит время и деньги налогоплательщика;

– возможность направлять электронные чеки покупателю без затрат на чековую ленту;

– отказ от обязательного ведения форм первичной учетной документации (формы КМ);

– практически полное отсутствие проверок добросовестных налогоплательщиков;

– ведение бизнеса в здоровых конкурентных условиях за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество;

– сокращение издержек за счет отказа от обязательного технического обслуживания и увеличения срока службы фискального накопителя.

Эти преимущества будут актуальны для учреждений физической культуры и спорта, когда они уже не смогут оформлять наличные расчеты БСО, а будут вынуждены выдавать населению кассовые чеки, причем как на бумажном носителе, так и в электронной форме.

Причем учреждение с июля 2016 года вправе начинать применять онлайн-ККТ в добровольном порядке. Владельцы современных кассовых аппаратов могут в режиме реального времени следить за поступлениями денежных средств и получаемой выручкой от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг). Причем в составе кассового аппарата можно будет использовать современные мобильные устройства (телефоны и планшеты). Все это позволит снизить объем обычного бумажного документооборота ККТ.

Дорого ли будет перейти на сетевые ККТ?

Успокаивающие ответы на этот вопрос дают чиновники в своих многочисленных разъяснениях, причем цифры относительно стоимости приобретения ККТ приводятся разные. Одно из последних разъяснений – Письмо Минфина РФ от 19.05.2017 № 03‑01‑15/31078.

Согласно информации, предоставленной производителями ККТ, минимальная стоимость новой ККТ в комплексе составит не более 25 тыс. руб., – приобретение новой ККТ с фискальным накопителем со сроком действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев, услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. А в Письме Минфина РФ от 26.05.2017 № 03‑01‑15/32514 указано, что согласно информации ФНС в продаже представлена ККТ стоимостью 18 тыс. руб., включая фискальный накопитель, с фиксированным сроком доставки, которая доступна для заказа с сайтов производителей ККТ в Интернете.

В целом можно утверждать, что в бюджет на приобретение новой ККТ можно заложить общую сумму в размере 20 тыс. – 25 тыс. руб. Ежегодные затраты в последующие два года могут составить не более 4 тыс. руб., включая услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. Кроме того, стоимость модернизации ККТ, применяемой в настоящее время, по оценке производителей ККТ составит порядка 4 тыс. – 6 тыс. руб.

Также финансисты обращают внимание на то, что из порядка применения ККТ исключена обязанность пользователя по заключению договора технического обслуживания ККТ, что снижает стоимость использования техники. Многие модели ККТ не требуют специальных навыков для замены фискального накопителя, и пользователь может сам произвести данную операцию, что исключает дополнительные затраты

Что нужно знать о регистрации онлайн-ККТ?

Как и раньше, кассовый аппарат недостаточно просто приобрести – его нужно зарегистрировать в налоговой инспекции для контроля. В Закон о применении ККТ введена отдельная статья (4.2), посвященная регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета. Владельцу кассового аппарата нужно подать заявление в налоговую инспекцию, причем не обязательно для этого посещать налоговую инспекцию. Заявление о регистрации можно представить в электронной форме через личный кабинет организации (предпринимателя) на сайте ФНС. Возможность зарегистрировать онлайн-ККТ без физического представления контрольно-кассовой техники в налоговый орган значительно сокращает время, затрачиваемое на регистрацию такой кассовой техники.

Обязательные реквизиты, содержащиеся в заявлении о регистрации ККТ, в том числе адрес и место установки (применения) ККТ, есть в п. 2 ст. 4.2 Закона о применении ККТ.

Если кассовая техника по каким-либо причинам не отвечает требованиям, предъявляемым Законом о применении ККТ, то такая кассовая техника подлежит снятию налоговым органом с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии ККТ с регистрационного учета. Налоговый орган об этом даже не обязан уведомлять по действующему законодательству (Письмо ФНС РФ от 30.12.2016 № ЕД-4-20/25616). После этого налогоплательщика могут оштрафовать за применение ККТ, не соответствующей требованиям Закона о применении ККТ.

Вспомним об ответственности

Федеральным законом от 03.07.2016 № 290‑ФЗ не только обновлен порядок регистрации и применения кассовых аппаратов нового поколения, но и введена отдельная ответственность за использование не предусмотренной законодательством ККТ. Речь идет о ч. 4 ст. 14.5 ­КоАП РФ, предусматривающей за указанное деяние наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 1,5 тыс. до 3 тыс. руб.; для юридических лиц – предупреждение или наложение штрафа от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Обратим внимание на Письмо Минфина РФ от 09.06.2017 № 03‑01‑15/36239. В нем сказано, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 1, 4 ст. 1.5 ­КоАП РФ).

Исходя из изложенного при обнаружении неприменения ККТ при наличных расчетах при наличии обстоятельств, указывающих на то, что лицом, совершившим правонарушение, были приняты все меры по соблюдению требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники, указанное лицо в такой ситуации к ответственности привлекаться не должно. В частности, если кассовый аппарат приобретен и зарегистрирован, но по каким-то объективным обстоятельствам не применялся, у его владельца есть шанс избежать ответственности, если налоговики и арбитры посчитают причину неприменения ККТ убедительной. В противном случае нужно ждать штрафа.

* * *

В завершение покажем на схеме, как учреждение физической культуры и спорта может проводить наличные расчеты с населением согласно Закону о применении ККТ.

Осуществление наличных расчетов

Без ККТ в расчетах, не связанных с предпринимательской деятельностью

С помощью сетевых ККТ (онлайн-ККТ) добровольно с 03.07.2016, в обязательном порядке – с 01.07.2018

С помощью бланков строгой отчетности до 01.07.2018

Добавим, что продление сроков переходного периода применения нового типа ККТ не планируется. ФНС проводит методическую поддержку лиц, осуществляющих наличные расчеты. Организована и проводится информационно-разъяснительная работа, проведено несколько тысяч семинаров, почти 2 млн налогоплательщиков уже проинформированы в индивидуальном порядке о переходе на новый порядок. Кроме того, в Интернете (в том числе на сайте ФНС), в прессе размещено более тысячи статей о новом порядке применения контрольно-кассовой техники, а также изготовлено и роздано множество различных буклетов и памяток.


[1] Федеральный закон от 22.05.2003 № 54‑ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».

[2] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».

[3] Так, не считается предпринимательской адвокатская деятельность, что следует из Федерального закона от 31.05.2002 № 63‑ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Источник: Журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение"



Последние публикации

30 Марта 2020

Чеки "полный расчет" при кассовом методе налогового учета

Если в налоговом учете доходы признаются кассовым методом, то при получении 100%-й предоплаты можно с согласия покупателя сразу пробивать чек с признаком способа расчета "полный расчет". Такие разъяснения ранее мы получили от специалиста ФНС. Однако официальных писем об этом нет, что вызывает беспокойство у наших читателей.

Рекомендации по оплате труда на 2020 год

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила Рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год. В статье сделаны акценты на некоторых положениях данного документа, которые необходимо знать автономным учреждениям.

Кто и как должен отчитаться о доходах

Чуть больше месяца осталось до конца декларационной кампании. Сообщить о доходах, полученных в 2019 году, граждане должны до 30 апреля.

24 Марта 2020

Минфин разъяснил нюансы получения вычетов при покупке недвижимости

При покупке квадратных метров гражданам, претендующим на получение имущественного налогового вычета, важно обратить внимание на статус недвижимости: жилая она или нет. Разъяснения Минфина опубликовала Федеральная налоговая служба (ФНС).

Работа без "зарплатного карантина": выплаты в условиях коронавируса

В силу прямых указаний Трудового кодекса трудовые отношения носят возмездный характер. Получение своевременной и в полном объеме заработной платы является одним из ключевых прав работника, а своевременная и в полном размере ее выплата – главной обязанностью работодателя. При этом в случае выполнения работником работы никакие внешние факторы – чрезвычайные обстоятельства, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и иные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, не должны препятствовать реализации этого права и обязанности. Хотя некоторые оговорки по этому поводу в ТК РФ все же имеются.



ТОП статьи

Конфигуратор сервера hp proliant hpe dell с ценами

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?


Налоговые новости

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!

Скорректированы перечни продуктов, облагаемых НДС по ставке 10%

Минтруд России разъяснил, как в СЗВ-ТД заполнить сведения о присвоении новой профессии

Минтруд России рассказал, когда начнется назначение новой ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет

16 Марта 2020

Выплаты земским врачам и учителям освободят от НДФЛ

Суд: неоплата командировочных расходов не является основанием для приостановления работы

Уточнен порядок исправления ошибок в бухотчетности

Госдума рассказала, как вернуть деньги за сорвавшуюся из-за коронавируса турпоездку

Для педагогов и медиков вновь предлагают установить повышенный размер минимальной зарплаты

читать все Новости