Меню

Актуально








Рубрикатор

Сервера в наличии


ВЕЧЕРНИЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЮРИСТОВ (1-5 мес.)


Публикация

31 Октября 2018Инвентаризация-2018


А. Шихов
эксперт-консультант компании «Первый БИТ Семеновская», отдел по работе с бюджетными учреждениями

Особенностью проведения годовой инвентаризации в этом году является необходимость соблюдения требований федеральных стандартов учета, введенных с 01.01.2018. При этом работы инвентаризационным комиссиям учреждений госсектора заметно прибавится, но опыта инвентаризации введенных стандартами новых объектов учета еще ни у кого нет.

Нормативная база

Еще в прошлом году Методические указания по проведению инвентаризации, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания № 49), были главным нормативным документом, на основании которого в составе учетной политики учреждения устанавливался внутренний порядок проведения инвентаризации. Напомним, в Методических указаниях № 49 раскрываются общие правила проведения инвентаризации, особенности инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств, а также порядок составления сличительных ведомостей и оформления результатов инвентаризации. Но уже с этого года в ходе инвентаризации учреждениям госсектора нужно опираться (кроме Методических указаний № 49) на требования ФСБУ «Концептуальные основы»[1]. Согласно п. 2 этого стандарта именно он теперь определяет основные требования к инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждений госсектора. А раздел VIII стандарта (п. 79 – 82) содержит как раз эти основные требования к инвентаризации активов и обязательств.

Отметим, что разд. VIII ФСБУ «Концептуальные основы» повторяет основные положения инструкций по бухгалтерской и бюджетной отчетности, Инструкции № 157н[2]. Тем не менее при формировании учетной политики, а также локальных актов о проведении инвентаризации в 2018 году целесообразно ссылаться именно на названный стандарт. Последний вовсе не отменяет использование Методических указаний № 49 в учреждениях госсектора, положения которых по‑прежнему можно применять при проведении инвентаризации.

Описи и ведомости

Инвентаризационные описи различных объектов учета, ведомость по расхождениям результатов инвентаризации и другие унифицированные формы первичных документов, используемые при проведении инвентаризации, утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. Вместе с названными формами данным приказом утверждены и методические указания по их применению. Однако в настоящее время эти формы не отражают изменений, связанных с применением федеральных стандартов учета.

Напомним, Минфин согласно своему Приказу от 28.02.2018 № 36н планировал в июле этого года ввести поправки в Приказ № 52н, но этого не произошло. Можно предположить, что финансовое ведомство собиралось внести изменения и в инвентаризационные формы с целью приведения их в соответствие требованиям вступивших в 2018 году стандартов учета.

Годовая инвентаризация в учреждениях проводится, как правило, в октябре – ноябре. Очевидно, что Минфин уже не успеет скорректировать инвентаризационные формы до начала инвентаризационной кампании.

Отметим, в ноябре прошлого года финансисты издали Приказ от 17.11.2017 № 194н, которым внесены поправки в инвентаризационную опись (сличительную ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) и ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). В пункте 2 данного приказа сказано, что обновленные формы применяются субъектами учета по мере их организационно-технической готовности, но не позднее 01.01.2018, хотя сам приказ вступил в силу 29.12.2017. Тем не менее, вполне вероятно, Минфин в течение осени даст разъяснения или рекомендации по применению унифицированных форм при проведении инвентаризации в этом году.

Новый результат

В связи с внесением весной в Инструкцию № 157н и другие инструкции по учету изменений в этом году государственным и муниципальным учреждениям при проведении инвентаризации необходимо будет устанавливать наличие или отсутствие новых объектов учета. Но, пожалуй, самым важным при этом станет выявление фактов обесценения активов.

Напомним, что согласно п. 6 ФСБУ «Обесценение активов»[3] выявление признаков обесценения актива осуществляется субъектом учета в рамках инвентаризации активов и обязательств, проводимой им в целях обеспечения достоверности данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Следовательно, перед началом инвентаризации потребуется:

– разработать рекомендации инвентаризационным комиссиям по выявлению активов с признаками обесценения;

– подготовить соответствующие формы учетных документов, в которых будут фиксироваться решения инвентаризационных комиссий по обесценению активов;

– внести соответствующие уточнения в учетную политику по порядку отражения обесценения активов исходя из особенностей деятельности учреждения.

И это далеко не весь перечень мероприятий, которые нужно осуществить до начала инвентаризации. Все это потребует времени и сил. Кроме того, очевидно, что наделение инвентаризационных комиссий новыми полномочиями, скорее всего, несколько замедлит их работу. Следовательно, увеличатся сроки проведения инвентаризации.

Кроме того, инвентаризация новых объектов учета, установление результатов обесценения не только повлияют на сроки подведения итогов инвентаризации, но и потребуют дополнительного времени для отражения результатов инвентаризации в учете. Ведь бухгалтерам понадобится время на анализ полученных результатов инвентаризации и освоение новых учетных записей, а также последующее отражение их в отчетности.

Обращаем внимание, что в соответствии с п. 10 ФСБУ «Обесценение активов» в случае выявления любого из признаков обесценения актива, которые ранее не являлись основанием для признания его обесценения, принимается решение о необходимости определения справедливой стоимости актива. Очевидно, что такое решение должно приниматься комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Одновременно с решением об определении справедливой стоимости данная комиссия оценивает необходимость корректировки оставшегося срока полезного использования актива. Примерный алгоритм выявления признаков обесценения в ходе инвентаризации представлен в виде схемы.

Другими словами, если раньше результатом инвентаризации было в основном выявление излишков и недостач, то теперь такие результаты будут основанием для принятия пока непривычных и непростых решений.

В настоящее время инвентаризационные описи не содержат граф для отражения признаков обесценения активов. В пункте 6 ФСБУ «Обесценение активов» указано, что соответствующие признаки следует выявлять индивидуально для каждого актива. Очевидно, что признаки обесценения в ходе инвентаризации инвентаризационной комиссией будут установлены лишь у некоторых объектов имущества. Поэтому фиксировать признаки обесценения целесообразно не в инвентаризационной ведомости, а в отдельном документе, который будет приложением к ней.

Форма такого приложения приведена на стр. . Сведения, указанные в этом приложении, далее станут основанием установления справедливой стоимости актива, а также корректировки срока его полезного использования, которые будут рассматриваться комиссией по поступлению и выбытию активов. Очевидно, что заседание этой комиссии должно состояться уже после подведения итогов инвентаризации.

Признание убытка

Согласно п. 15 ФСБУ «Обесценение активов» убыток от обесценения актива признается в бухгалтерском учете, когда его остаточная стоимость на годовую отчетную дату превышает его справедливую стоимость за вычетом затрат на выбытие такого актива. После того как убыток от обесценения актива признан на годовую отчетную дату, он единовременно отражается в составе расходов отчетного периода.

То есть выявление убытка от обесценения и его признание теперь будут одними из итогов инвентаризации!

Однако применение указанных положений стандарта порождает непростую ситуацию. С одной стороны, убыток от обесценения актива единовременно признается в составе расходов отчетного периода. То есть в конце года «одним махом» расходы за отчетный период будут увеличены на сумму убытков от обесценения. Иными словами, расходы учреждения по итогам года увеличатся «из воздуха». С другой – возникает вопрос с покрытием таких убытков. Как будут покрываться эти расходы? Что будет источником финансирования?

Например, в прошлом году Постановлением Правительства РФ от 13.09.2017 № 1101 в порядок формирования госзадания были внесены изменения. Теперь в госзадании должна быть учтена годовая сумма плановой (расчетной) амортизации по особо ценному движимому имуществу (ОЦДИ), используемому в процессе оказания госуслуг. То есть амортизация основных средств финансируется, а убыток от обесценения пока нет. Хотя сам убыток согласно ФСБУ «Обесценение активов» Минфин уже предлагает отражать в учете.

Разрешение этой ситуации, вероятно, должно найти отражение в нормативных актах Правительства РФ и Минфина. Можно предположить, что в порядок формирования госзадания Правительством РФ будут внесены изменения с учетом положений федеральных стандартов. Возможно, что и убыток от обесценения каким‑то образом будет учтен в субсидии на госзадание.

* * *

Участие в инвентаризационных мероприятиях всегда требовало от бухгалтера терпения, собранности и четкого понимания конечных результатов. Однако в этом году бухгалтеру нужно быть еще более внимательным, так как от итогов инвентаризации, скорее всего, будет зависеть финансовое состояние учреждения.


[1] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для учреждений государственного сектора «Концептуальные основы», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов», утв. Приказом Минфина РФ от 21.12.2016 № 259н.

Источник: Журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение"



Последние публикации

11 Декабря 2019

Расчеты по имущественным налогам

К имущественным налогам, уплачиваемым юридическими лицами, относятся налог на имущество организаций, транспортный и земельный налоги. Вспомним общие нормы по их исчислению и уплате, а также порядок их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете.

С 2020 года в России планируется ввести электронную трудовую книжку

С 2020 года в России планируется ввести электронную трудовую книжку – новый формат хорошо знакомого всем работающим россиянам документа. В связи с этим Пенсионный фонд выпустил подробные разъяснения относительно ее применения. Прокомментируем этот документ.

Камеральная проверка декларации по налогу на прибыль

Каковы особенности проведения камеральной налоговой проверки (далее – КНП) по налогу на прибыль? Вправе ли ИФНС истребовать документы, подтверждающие право на применение налогоплательщиком пониженных ставок по налогу на прибыль, установленных гл. 25 НК РФ? Каковы особенности проведения КНП в отношении декларации по налогу на прибыль, представленной отдельными категориями налогоплательщиков, в частности ответственным участником КГН; участником РИП? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данном материале.

09 Декабря 2019

Командировка во время декрета

В Определении ВС РФ от 02.08.2019 № 309‑ЭС19-12197 рассмотрен случай, когда сотрудница, находясь в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и работая на условиях неполного режима рабочего времени, была направлена в краткосрочную командировку. Положено ли ей за время командировки пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет?

Сделка признана недействительной: налог на прибыль и НДС

Какие последствия возникают у сторон в случае признания судом сделки недействительной? Частично ответ на этот вопрос дан в Письме Минфина России от 09.09.2019 № 03‑03‑07/69376. Какие разъяснения регулирующие органы давали раньше? Соответствуют ли эти разъяснения судебной практике? В данной статье ответим на поставленные вопросы.  



ТОП статьи

Конфигуратор сервера hp proliant hpe dell с ценами

Продажа серверного и сетевого оборудования

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ


Налоговые новости

11 Декабря 2019

ВС расширит возможности для освобождения от наказания за налоговые преступления

Размер материнского капитала в 2020 году составит 466 617 руб.

Минфин России разъяснил порядок перерасчета налога на прибыль при изменении цены ранее проданного товара

Что делать, если имущественные налоги за 2018 год уплачены в срок, а пеня все равно начислена?

Налоговики напомнили о порядке заполнения декларации по налогу на имущество организаций

09 Декабря 2019

В Кургане изменили порядок уплаты налога на имущество физлиц

Разработан новый порядок обмена документами между ПФР и работодателями

Только расходы на обязательные медосмотры можно учитывать при налогообложении прибыли

Минфин России разъяснил, с каких стипендий нужно удержать НДФЛ

Внесены изменения в перечень кодов подакцизных товаров

Запрашивать справки о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам теперь нужно по новой форме

04 Декабря 2019

Для признания расходов в чеке ККТ необходимы наименование и ИНН покупателя

Стороны трудовых отношений могут договориться о переводе зарплаты на различные счета работника

Пленум ВС РФ: сомнения по делам о налоговых преступлениях трактуются в пользу налогоплательщика

Отозвать заявление об увольнении по собственному желанию можно по электронной почте

читать все Новости