Меню

Актуально









Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

2 Августа 2018Готовящиеся новации по регулированию труда руководителей и работников учреждений


Руководители учреждений могут получить дополнительные гарантии при увольнении, а на их заместителей планируется распространить обязанность по подаче справок о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Эти и другие инициативы не так давно подготовили законодатели. В чем суть предлагаемых нововведений и зачем они понадобились?

Проекты документов сейчас находятся на начальной стадии рассмотрения. Часть поправок, оформленные в виде законопроектов, внесены в Государственную думу, но не прошли первое чтение, другие содержатся в проекте постановления Правительства РФ – он размещен на федеральном портале regulation.gov.ru. Предложения законодателей, касающиеся регулирования трудовых отношений и оплаты труда, адресованы разным категориям работников – от руководителей учреждений до рядового персонала. Рассмотрим эти инициативы.

Гарантии руководителям при увольнении

Как известно, в число дополнительных оснований для расторжения трудового договора с руководителем организации включено принятие уполномоченным органом юридического лица, собственником имущества организации либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудовых отношений (п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ). В этом случае руководителю при отсутствии его виновных действий (бездействия) выплачивается компенсация, размер которой определяется трудовым договором, но не может быть ниже трехкратного среднемесячного заработка (ст. 279 ТК РФ). Правда, и больше названного размера выплачивать руководителям государственных и муниципальных учреждений нельзя – на это указано в ст. 349.3 ТК РФ.

В настоящее время выплата компенсации при увольнении – единственная гарантия руководителям организаций. Законодатели предлагают установить еще одну, которая будет действовать в отношении ограниченного круга лиц, в том числе руководителей государственных и муниципальных учреждений. Согласно законопроекту № 365688-7[1], размещенному в системе обеспечения законодательной деятельности sozd.parliament.gov.ru, подготовленные нормы должны защитить первых лиц учреждений от произвольных действий органов-учредителей и обеспечить гарантию судебной защиты.

В пояснительной записке к проекту говорится, что на практике возникают случаи увольнения руководителя учреждения по произвольному усмотрению уполномоченных органов. При этом нарушаются не только права и законные интересы руководителей. Нередко собственник, реализуя свое право на увольнение, действует вопреки целям предоставленного права и законным интересам организации. Иногда использование положений п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ становится средством давления на руководителя для принятия им решений, не отвечающим целям создания учреждения.

В частности, такой случай произошел с генеральным директором одного из государственных бюджетных учреждений культуры субъекта РФ (музей). Увольнение было вызвано тем, что директор, руководствуясь нормами правил и инструкций хранения и размещения исторических ценностей, не соглашался на развертывание новой экспозиции при незавершенных ремонтно-строительных работах в здании музея. После увольнения директора учреждения орган власти в нарушение приведенных норм все же разместил экспозицию. В итоге пострадали культурные ценности, включенные в Музейный фонд: потеря части народного достояния достаточно серьезно затронула публичные интересы.

На практике возникают случаи увольнения руководителя учреждения по произвольному усмотрению уполномоченных органов. Нередко учредители действуют вопреки целям предоставленного права на увольнение и интересам учреждения.

По поводу применения ст. 278 и 279 ТК РФ существует судебная практика, но суды принимают противоположные решения, что свидетельствует о неоднозначности данных норм. Это и побудило законодателей к разработке поправок. Согласно им ст. 279 предполагается дополнить таким положением: решение уполномоченного органа о расторжении трудового договора с руководителем учреждения не рассматривается в качестве меры юридической ответственности и не означает, что уполномоченный орган вправе действовать произвольно вопреки целям предоставленного правомочия и законным интересам государственного или муниципального учреждения, а руководитель лишается гарантий судебной защиты.

Ограничение средней зарплаты работников

Суть данной поправки, которую планируется внести в Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583[2], сводится к правилу: среднемесячная зарплата работников учреждения не должна превышать среднемесячную зарплату служащих в органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя. Обязанностью отслеживать такое непревышение будет наделен руководитель учреждения.

Правда, в проекте постановления[3] речь идет не обо всех государственных и муниципальных учреждениях. Положение № 583 ориентировано на федеральные учреждения (бюджетные, автономные, казенные), а значит, подготовленная поправка распространится именно на них. Правда, проект содержит рекомендацию органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления руководствоваться данными нормами при регулировании оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений, а «на местах» обычно принимают во внимание такие рекомендации. Кроме того, в проекте говорится об учреждениях, созданных для исполнения (полностью или частично) функций, возложенных на учредителей, а также для обеспечения деятельности последних. То есть обязанность соблюдать новый зарплатный «порог» установят только для отдельных учреждений, которые обеспечивают реализацию полномочий органов власти.

Необходимость зарплатного ограничения разъяснена в пояснительной записке к проекту документа. Законодатели выяснили, что на практике среднемесячный уровень оплаты труда работников учреждений, входящих в данную группу, превышает среднемесячный уровень оплаты труда гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия учредителя в отношении этих учреждений. Сложившаяся диспропорция (оплата труда служащих органа-учредителя ниже, чем зарплата работников учреждения, созданного этим учредителем для обеспечения исполнения своих функций) приводит к оттоку кадров из органов власти.

«Сдерживать» среднюю зарплату своих работников должен будет руководитель учреждения, подпадающего под действие рассматриваемой поправки. Согласно нормам, которыми планируется дополнить п. 2(1) Положения № 583, руководителю потребуется соблюдать «порог» при установлении размеров окладов, ставок зарплаты и принятии решений по премированию персонала.

Заместителей руководителей учреждений могут обязать отчитываться перед органом власти о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. В этом случае справки придется подавать, начиная с доходов за 2018 год.

Средняя зарплата определяется путем деления объема бюджетных ассигнований, направленного на оплату труда, на численность работников учреждения, а затем деления на 12 (количество месяцев в году). Отметим, что в общий объем не войдут расходы учреждения, связанные с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Не станут учитываться здесь и средства, предусматриваемые на оплату труда работников, в отношении которых федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ установлены специальные требования (например, в силу Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» зарплаты работников отдельных категорий должны увеличиться до установленных уровней). Эти категории не будут учтены и в общей численности работников учреждения. Таким образом, «указные» категории работников (если такие имеются в учреждении) окажутся выведены из-под действия новых норм – их зарплаты не будут сравниваться с зарплатами в органе власти.

Орган-учредитель должен будет довести до руководителя подведомственного учреждения среднемесячную оплату труда служащих.

Планируется, что поправки вступят в силу 1 января 2019 года. Федеральным органам власти необходимо будет до 1 февраля 2019 года внести соответствующие изменения в положения (примерные положения) об оплате труда работников подведомственных учреждений.

Справки о доходах заместителей руководителей

Руководителей государственных и муниципальных учреждений уже обязали ежегодно подавать органу-учредителю сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, супруга (супруги) и несовершеннолетних детей). Такую обязанность законодатели собираются распространить на заместителей руководителей учреждений, указав данную категорию в ст. 275 ТК РФ и ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Законопроекты № 401336-7[4] и 401661-7[5], размещенные на официальном сайте sozd.parliament.gov.ru, предусматривают необходимость подавать справки о доходах и для лиц, претендующих на работу в должности заместителя.

Согласно пояснительной записке к проектам заместитель руководителя учреждения тоже подвержен воздействию коррупциогенных факторов. Причем иногда не меньше, чем сам руководитель, в силу своих функциональных обязанностей и ввиду замещения руководителя в период его отсутствия. Кроме того, заместитель может возглавлять контрактную службу[6] (прежде всего это касается бюджетных и казенных учреждений), а выделяемые из соответствующего бюджета денежные средства на закупку товаров, работ и услуг составляют существенную долю расходов учреждения.

В связи с этим контролировать коррупционные риски планируется в отношении двух руководящих должностей, а под разработанные нормы подпадут все учреждения (федеральные, региональные и муниципальные). Заместители руководителей, как и граждане, претендующие на эту должность, должны будут ежегодно подавать справки о доходах. Как следует из законопроектов, представлять сведения придется в орган-учредитель. Если этого не сделать, претендента нельзя принять на должность заместителя, а работник может быть уволен по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Если поправки примут в сегодняшнем виде, они вступят в силу 1 января 2019 года. Заместители руководителей учреждений должны будут отчитаться перед органом власти о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, начиная с доходов за 2018 год.

Напомним, что аналогичная обязанность и раньше существовала у работников некоторых учреждений (отнесенных к организациям, создаваемым для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами). В частности, должность заместителя руководителя поименована в приказах Минобрнауки РФ от 13.03.2018 № 179[7], Минкультуры РФ от 08.05.2014 № 799[8], Минздрава РФ от 15.07.2013 № 462н[9].

* * *

Рассмотренные поправки, многие из которых планируется ввести в действие уже в начале следующего года, напрямую касаются руководителей. Одни могут оградить их от произвольных решений учредителей, выражающихся в злоупотреблении правом на увольнение руководителя учреждения без указания мотивов. Другие определяют роль первых лиц учреждений при соблюдении дополнительных зарплатных «порогов» (правда, это коснется только части учреждений). Третьи хоть и направлены на регулирование деятельности заместителей, но пригодятся руководителям учреждений при назначении сотрудников на эту должность и контроле своих непосредственных подчиненных.



[1] «О внесении изменения в статью 279 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных гарантий руководителю организации в случае прекращения с ним трудового договора».

[2] «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее также – Положение № 583).

[3] Проект «О внесении изменения в Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений» опубликован по адресу regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=80585.

[4] «О внесении изменений в главу 43 Трудового кодекса Российской Федерации в целях противодействия коррупции».

[5] «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О противодействии коррупции».

[6] В силу абз. 3 п. 9 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 № 631, контрактную службу, которая создана без образования отдельного подразделения, возглавляет руководитель заказчика или один из заместителей руководителя заказчика.

[7] «Об утверждении перечня должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей».

[8] «Об утверждении перечня отдельных должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством культуры Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

[9] «О перечне должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством здравоохранения Российской Федерации, при назначении на которые и при замещении которых граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

Источник: Журнал "Руководитель автономного учреждения"



Последние публикации

16 Августа 2018

Бизнесмены Зауралья теперь смогут проверить подноготную потенциальных партнеров через сервис ФНС

В Курганской области налоговая служба начала публиковать через специальный сервис в интернете сведения о налогоплательщиках, раньше считавшиеся налоговой тайной. Чем этот ресурс полезен для предпринимателей и обычных граждан, расскажем в данной статье.

Резонансное письмо ФНС России об аннулировании налоговых деклараций: профилактика нарушений или дискредитация конституционных прав?

10 июля 2018 года ФНС России опубликовала очередное письмо, направленное на профилактику нарушений налогового законодательства (письмо ФНС России от 10 июля 2018 г. № ЕД-4-15/13247 "О профилактике нарушений налогового законодательства"). Оно подготовлено в рамках реализации мероприятий приоритетной программы "Реформа контрольно-надзорной деятельности" и Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований. Обозначенная ведомством ключевая цель письма заключается в профилактике нарушений законодательства о налогах и сборах, связанных с представлением в налоговые органы деклараций по налогу на прибыль и НДС, которые формально соответствуют требованиям Налогового кодекса, от лица компаний, подпадающих под ряд признаков, свидетельствующих о фиктивной деятельности таких юридических лиц.

Очередная партия обновленных форм от Росстата по труду и зарплате

Обновленные формы мало чем отличаются от прежних. Они содержат небольшие техправки. Например, в порядке заполнения формы N П-4 "предыдущий год" заменен на "2017 год". Аналогичные правки предусмотрели для формы N П-4 (НЗ). Впрочем, несколько важных изменений в отчетах и порядках их заполнения все же есть. Рассмотрим их.

15 Августа 2018

Минфин: Экологический налог не повысит расходы бизнеса

Замена экологического сбора на налог не повысит расходы бизнеса, обещает Минфин. Министерство выступило с разъяснениями для прояснения ситуации с законопроектом об экологическом налоге.

Оплата за работу в выходные, праздники и ночью: учтите подход Роструда

При повышенной оплате труда за выходные, праздники, сверхурочную работу и работу в ночные часы нужно брать в расчет не только тарифную часть зарплаты, но и компенсационные, стимулирующие выплаты, которые включены в систему оплаты труда.



ТОП статьи

Учетная политика организации (предприятия) на 2018 год скачать образец

О новом варианте формы 6 НДФЛ и ошибках при ее заполнении

Налоговая амнистия – 2018: кому и что простят?

Налоговые изменения с 1 января 2018 года

Новшества в «зарплатных» налогах и отчетности в 2018 году



Налоговые новости

17 Августа 2018

Минфин посоветовал, как ускорить отмену приостановления операций по счетам

Порядок формирования кассового чека коррекции зависит от версии применяемого формата фискальных документов

При пересчете иностранной валюты в рубли дата списания средств со счета покупателя не учитывается

Покупаем электронные услуги у иностранной компании: условия вычета НДС с 2019 года

Задолженность можно признать сомнительной при нарушении срока оплаты по договору

16 Августа 2018

Сомнительное требование налоговиков лучше исполнить

Минфин рассказал о том, как срок для освобождения от НДС исчисляется для новых компаний и ИП

Уведомление о контролируемых сделках необходимо представлять в налоговый орган по новой форме

ФНС России сообщила о снижении налога на имущество физлиц по объектам недвижимости: часть жилых домов, гараж, машино-место

При прощении "старых" долгов физлицам прощается и НДФЛ

15 Августа 2018

Как нельзя увольнять топ-менеджера: ВС РФ разбирался с делом о "золотом парашюте"

Предлагается скорректировать коэффициенты дифференциации по субъектам РФ, применяемые для расчета тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения

Определены особенности налогообложения международных холдинговых компаний

Разъяснено, как заполняются два раздела 2 декларации по налогу на имущество организации

ФНС России рассказала об изменениях в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства

читать все Новости