Меню

Актуально










Публикация

15 Февраля 2017Анонимка может стать поводом для проверки предприятия общепита?


В рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся оказанием услуг общественного питания, могут подвергаться проверкам, в том числе внеплановым, со стороны уполномоченных на то органов. Так, причиной назначения внеплановой проверки Роспотребнадзором (его территориальным органом) может стать обращение гражданина, посчитавшего, что его права как потребителя нарушены. Разберемся, при каких обстоятельствах обращение физического лица грозит назначением внеплановой проверки в отношении организации (ИП), оказывающей услуги общепита.

Когда обращение гражданина – основание для проверки?

Порядок организации и проведения указанных проверок установлен Федеральным законом № 294‑ФЗ[1]. Основания для осуществления внеплановой проверки, в том числе в рамках государственного контроля (надзора) в сфере защиты прав потребителей, приведены в ч. 2 ст. 10 указанного документа. В частности, толчком для назначения внеплановой проверки может стать поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации об определенных фактах, включая (п. 2):

– возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ;

– причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ;

– нарушение прав потребителей.

Изначально законодатели предусмотрели, что нарушение прав потребителей может стать основанием для внеплановой проверки в случае обращения граждан, права которых нарушены. Однако Федеральным законом от 03.07.2016 № 277‑ФЗ уточнены два момента (изменения действуют с 01.01.2017).

Во-первых, гражданин должен обратиться в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (то есть в Роспотребнадзор).

Во-вторых, обращение должно поступить после того, как заявитель обратился за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены. Данное дополнение Роспотребнадзор прокомментировал в новости «О новых требованиях к обращениям потребителей как основанию для проведения внеплановой проверки», опубликованной на его официальном сайте 07.12.2016.

Для граждан, целью обращения которых в Роспотребнадзор (его территориальные органы) является постановка вопроса о проведении в отношении соответствующих юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей внеплановых проверок, организация и проведение которых регламентированы положениями Федерального закона № 294‑ФЗ, вышеназванными новеллами фактически вводится обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующему субъекту.

Но следует особое внимание уделить тому, что уточнения касаются ситуации, когда гражданин обращается в соответствующий орган по причине нарушения его прав как потребителя. Если же основанием для обращения стало, допустим, причинение вреда его жизни, здоровью, то предварительное обращение к хозяйствующему субъекту необязательно. Роспотребнадзор на это указал в новости «О порядке проведения проверок по обращениям граждан в Роспотребнадзор», опубликованной 21.12.2016.

Дополнительное требование о предварительном обращении к субъекту хозяйственной деятельности, нарушившему права потребителя, не распространяется на случаи поступления в Роспотребнадзор обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинения такого вреда, то есть когда в обращении указывается на нарушения требований санитарного законодательства (СанПиНов и др.) и законодательства о техническом регулировании.

По таким обращениям граждан принимаются меры в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Может ли обращение быть анонимным?

Ответ на этот вопрос следует из положений ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 294‑ФЗ. Итак, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения, заявления граждан (иных лиц):

– не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля;

– не содержащие сведений о фактах, указанных в п. 2 ч. 2 обозначенной статьи.

Данная норма также отредактирована Федеральным законом № 277‑ФЗ: включены два следующих момента, действующих с 01.01.2017.

Если изложенная в обращении или заявлении информация может являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица

Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации

Итак, обращение (заявление) гражданина может стать поводом для внеплановой проверки лица, занимающегося оказанием услуг общепита, только в том случае, если его личность известна (установлена). Следовательно, анонимка не является основанием для проведения внеплановой проверки (а равно предварительной проверки, о которой скажем далее). Более того, если анонимность обращения или заявления будет установлена после начала проверки, последняя должна быть прекращена по решению руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (или его заместителя). Таким же образом будет складываться ситуация в случае установления факта отражения в обращении (заявлении) заведомо недостоверных сведений (новый п. 3.4 в ст. 10 Федерального закона № 294‑ФЗ). Причем при указанных обстоятельствах уполномоченный орган наделен правом обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина расходов, возникших в связи с рассмотрением «ложных» заявлений, обращений (новый п. 3.5).

Поступившая информация – предмет предварительной проверки

На основании другого нового п. 3.2 ст. 10 Федерального закона № 294‑ФЗ при рассмотрении поступивших обращений, заявлений орган контроля может провести предварительную проверку полученной информации в следующих случаях:

– отсутствует достоверная информация о лице, допустившем нарушение обязательных требований;

– отсутствуют достаточные данные о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10.

Если в результате такой проверки обозначенная информация (данные, факты) будет обнаружена, уполномоченное должностное лицо соответствующего органа контроля подготовит мотивированное представление о назначении внеплановой проверки. В противном случае внеплановая проверка не назначается.

Обратите внимание

Во-первых, в рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации. Но организации (ИП) должны знать, что представлять такие пояснения, а также иные документы они не обязаны (все на усмотрение). Во-вторых, по результатам указанной проверки меры по привлечению хозяйствующего субъекта к ответственности не принимаются.

Можно ли не подозревать о проверке?

О предварительной проверке организация (ИП), по сути, может узнать только в том случае, если уполномоченный орган запросит у нее пояснения в отношении поступившей информации. А так, даже если возникает необходимость в проведении мероприятий по контролю, они в рамках предварительной проверки осуществляются без взаимодействия с хозяйствующими субъектами (какие это мероприятия, разъяснено в новой ст. 8.3 Федерального закона № 294‑ФЗ).

Что касается внеплановой проверки, здесь следует учитывать: она согласно ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 294‑ФЗ проводится в форме документарной и (или) выездной проверки.

Внеплановая выездная проверка (по месту осуществления хозяйствующим субъектом деятельности) может быть осуществлена в том случае, если основанием для обращения в орган контроля стало поступление информации о возникновении угрозы причинения или причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ.

Обратите внимание

Внеплановая выездная проверка проводится при условии предварительного согласования с органом прокуратуры. В противном случае результаты проверки не могут рассматриваться в качестве доказательств нарушения хозяйствующим субъектом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене на основании заявления организации (ИП) (ч. 1, пп. 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 294‑ФЗ).

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо (ИП) извещается не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, но только не тогда, когда основанием для назначения проверки явились причины, указанные в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294‑ФЗ. В этом случае предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

При нарушении прав потребителей может быть назначена только документарная проверка (по месту нахождения органа контроля). Согласование с органом прокуратуры в этом случае не нужно, о чем свидетельствует и судебная практика (см., например, Определение ВС РФ от 20.04.2015 № 309-КГ15-3508). О проведении данной проверки хозяйствующий субъект узнает в том случае, если ему будет направлен мотивированный запрос с требованием представить иные документы (помимо имеющихся в распоряжении органа контроля), необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки.

Важно

На основании обновленного п. 9 ст. 15 Федерального закона № 294‑ФЗ при проведении проверки орган контроля не вправе требовать от юридического лица (ИП) представления документов, информации до даты начала проверки.

* * *

Если гражданин посчитает, что организация (ИП) при оказании услуг общепита нарушила его права как потребителя, он вполне может сообщить об этом в Роспотребнадзор, но с 01.01.2017 только после прохождения претензионного порядка обращения к самому «обидчику». А вот если основанием для обращения в орган контроля является возникновение угрозы причинения или причинение вреда здоровью, жизни граждан, то предварительное обращение к хозяйствующему субъекту не требуется. Представленные обращения (заявления) граждан (при условии, что это не анонимки) выступают в качестве основания для назначения внеплановой проверки (документарной или выездной), в том числе после проведения предварительной проверки, о чем хозяйствующий субъект вполне может даже не подозревать.

От редакции

С 1 января 2017 года начала действовать еще одна статья Федерального закона № 294‑ФЗ – 16.1 «Контрольная закупка», появившаяся благодаря Федеральному закону № 277‑ФЗ. Основания для проведения контрольной закупки (причем по согласованию с органами прокуратуры без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) те же, что рассмотрены в рамках данной статьи (то есть это основания, предусмотренные ч. 2 ст. 10 для проведения внеплановых выездных проверок). В части 1 ст. 16.1 указано, что под контрольной закупкой понимается мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, ИП обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям. Но есть важный момент: проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора) (ч. 2 ст. 16.1). На сегодняшний день федеральными законами такие случаи пока не определены, поэтому организации (предпринимателю), занимающейся оказанием услуг общепита, опасаться проведения контрольной закупки не нужно, но до поры до времени.


[1] Федеральный закон от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Источник: Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение"



Последние публикации

30 Марта 2020

Чеки "полный расчет" при кассовом методе налогового учета

Если в налоговом учете доходы признаются кассовым методом, то при получении 100%-й предоплаты можно с согласия покупателя сразу пробивать чек с признаком способа расчета "полный расчет". Такие разъяснения ранее мы получили от специалиста ФНС. Однако официальных писем об этом нет, что вызывает беспокойство у наших читателей.

Рекомендации по оплате труда на 2020 год

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила Рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год. В статье сделаны акценты на некоторых положениях данного документа, которые необходимо знать автономным учреждениям.

Кто и как должен отчитаться о доходах

Чуть больше месяца осталось до конца декларационной кампании. Сообщить о доходах, полученных в 2019 году, граждане должны до 30 апреля.

24 Марта 2020

Минфин разъяснил нюансы получения вычетов при покупке недвижимости

При покупке квадратных метров гражданам, претендующим на получение имущественного налогового вычета, важно обратить внимание на статус недвижимости: жилая она или нет. Разъяснения Минфина опубликовала Федеральная налоговая служба (ФНС).

Работа без "зарплатного карантина": выплаты в условиях коронавируса

В силу прямых указаний Трудового кодекса трудовые отношения носят возмездный характер. Получение своевременной и в полном объеме заработной платы является одним из ключевых прав работника, а своевременная и в полном размере ее выплата – главной обязанностью работодателя. При этом в случае выполнения работником работы никакие внешние факторы – чрезвычайные обстоятельства, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и иные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, не должны препятствовать реализации этого права и обязанности. Хотя некоторые оговорки по этому поводу в ТК РФ все же имеются.



ТОП статьи

Конфигуратор сервера hp proliant hpe dell с ценами

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?


Налоговые новости

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!

Скорректированы перечни продуктов, облагаемых НДС по ставке 10%

Минтруд России разъяснил, как в СЗВ-ТД заполнить сведения о присвоении новой профессии

Минтруд России рассказал, когда начнется назначение новой ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет

16 Марта 2020

Выплаты земским врачам и учителям освободят от НДФЛ

Суд: неоплата командировочных расходов не является основанием для приостановления работы

Уточнен порядок исправления ошибок в бухотчетности

Госдума рассказала, как вернуть деньги за сорвавшуюся из-за коронавируса турпоездку

Для педагогов и медиков вновь предлагают установить повышенный размер минимальной зарплаты

читать все Новости