5 Апреля 2016Отражаем результаты налоговой проверки в бухгалтерском учете. Часть 1
Выездные налоговые проверки — не редкость и многие компании стараются заранее «убрать все лишнее», чтобы не вызывать повышенного интереса налоговиков. Однако НДС неизбежно становится предметом особого внимания. В результате, налогоплательщик получает в довесок доначисления, пени и штрафы. После того, как проверка, наконец, заканчивается, у проверяемого есть два варианта:
-
Оплатить выставленные суммы, в случае полного согласия с решением фискальных органов, не забыв отразить их в бухгалтерском учете датой вступления в силу соответствующего решения по проверке.
-
Оспорить решение налоговиков, составив апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган и арбитражный суд.
Остается открытым вопрос: как отразить в бухгалтерском учете все результаты налоговой проверки в первом и во втором случаях?
Подводя итоги...
Итоговое заключение в решении налоговиков по результатам налоговой проверки, как правило, содержит следующие рекомендации:
1. Выплату недоимки по НДС, пеней и штрафов.
2. Внесение соответствующих исправлений в бухгалтерские и налоговые документы, а также, в отчетность.
Стоит отметить, что исполнять решение до момента его официального вступления в силу — право самого налогоплательщика. Право, но не обязанность.
Вступление в силу
Чтобы избежать разного рода недоразумений относительно сроков вступления в силу решения по налоговой проверке, советуем изучить пункт 9 статьи 101 Налогового кодекса. В нем говорится, что на актуализацию решения нужен один месяц со дня, следующего за днем его вручения налогоплательщику. Схема предельно проста, однако действует она только при отсутствии разногласий между проверяемым и проверяющими.
Если же решение планируется оспаривать в суде, то сроки, разумеется, будут иными. И их изменение прописано в пункте 9 статьи 101 и статье 101.2 Налогового кодекса.
Моментом вступления в силу решения во втором случае считается день принятия вышестоящей инспекцией решения по апелляционной жалобе или же с момента отказа в рассмотрении, но после того, как истечет срок подачи жалобы.
Сам по себе процесс рассмотрения жалобы дает налоговикам своеобразную отсрочку, позволяющую не исполнять решения нижестоящего налогового органа не исполнять. Правда, в течение всего трех месяцев, из которых один уйдет на подачу апелляционной жалобы, второй — на принятие по ней соответствующего решения и третий — на продления срока для принятия решения по жалобе.
И, можно было бы порадоваться такой отсрочке, однако в каждой бочке обязательно есть своя ложка дегтя. В данном случае — это начисление пеней на весь период отсрочки платежа.
Автор - компания БухСофт.