Меню

Актуально










Публикация

23 Июня 2016Является ли плата за НВОС обязательством предприятия общепита?


С.В. Манохова

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду всегда вызывал множество вопросов у природопользователей. В 2014 – 2016 годах в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), а также некоторые иные законы внесены многочисленные и серьезные поправки. К сожалению, с их принятием тем для споров не убавилось. Давайте разберемся со всем по порядку.

Виды негативного воздействия

Как известно, одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (ст. 3 Закона об охране окружающей среды). Сначала для сравнения приведем п. 2 ст. 16 названного закона в прежней (недействующей) редакции.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

– выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

– сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

– загрязнение недр, почв;

– размещение отходов производства и потребления;

– загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

– иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

С 1 января 2016 года ст. 16 Закона об охране окружающей среды действует в новой редакции, в соответствии с которой плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

2) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

3) хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Таким образом, с 2016 года виды негативного воздействия на окружающую среду, за которые необходимо вносить плату, сокращены, а некоторые и видоизменены. Так, в новой редакции закона говорится, что вносить плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух необходимо, только если они осуществлены от стационарных источников. То есть предприятия общепита – владельцы транспортных средств вносить плату в этой части не должны.

Плата за выбросы в атмосферный воздух от передвижных средств – 2015

Итак, мы выяснили, что физические лица и ИП – владельцы автомобилей начиная с 2016 года освобождены от обязанности вносить соответствующую плату в силу прямого указания на это в Законе об охране окружающей среды. Но уже годом ранее изменения были внесены в другой федеральный закон – от 04.05.1999 № 96‑ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии с его ст. 28 начиная с 01.01.2015 с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. То есть согласно этому закону начиная с 2015 года платить за автомобильные выхлопы не нужно. Вместе с тем форма расчета[1] до сих пор содержит страницу (раздел 2), предназначенную для исчисления платы за выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ от передвижных объектов. По понятным причинам природопользователи пребывают в сомнениях, нужно ли оплачивать выбросы 2015 года в атмосферный воздух от передвижных средств.

Возникшую коллизию разрешило Минприроды. В письмах от 23.07.2015 № 02‑12‑44/17039, от 10.03.2015 № 12-47/5413 (см. также Письмо Росприроднадзора от 03.08.2015 № АА-06‑01‑36/13498) оно разъяснило, что с 1 января 2015 года взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством РФ не предусматривается. Аналогичная информация размещена на официальном сайте Росприроднадзора.

Размещение отходов. Что было в 2015 году?

Далее поговорим о другом виде негативного воздействия на окружающую среду – хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (в 2015 году – размещение отходов производства и потребления), поскольку такие отходы образуются практически на каждом предприятии.

В 2015 году по вопросу о том, кто должен вносить плату за размещение отходов, сложилась устойчивая практика. В частности, и Росприроднадзор (см. информацию на официальном сайте) и ВС РФ (определения от 21.03.2016 № 306-ЭС16‑644, от 30.06.2015 по делу № 301-ЭС15‑211, А82-817/2014) сошлись во мнении, что плательщиками являются собственники отходов. Это означает, что если в договоре со специализированной организацией, занимающейся вывозом мусора, не предусмотрен переход права собственности на отходы, то вносить соответствующую плату обязано предприятие, от деятельности которого эти отходы образовались.

Размещение отходов. Что ожидает природопользователей в 2016 году?

С 01.01.2016 Закон об охране окружающей среды дополнен ст. 16.1 «Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду», в соответствии с которой плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и ИП, осуществляющие на территории РФ хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц (ИП), ведущих деятельность исключительно на объектах IV категории.

Кроме того, в абз. 2 п. 1 указанной статьи конкретизирован плательщик за НВОС, размещающий отходы.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Итак, на основании изложенного делаем три важных и актуальных вывода.

Платить за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) должны предприятия (ИП), от деятельности которых они образовались


Не обязаны вносить плату за размещение отходов предприятия (ИП), осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории


Плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами

А теперь об этих выводах подробнее.

Какие объекты относятся к IV категории?

Критерии, на основании которых объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, отнесены к объектам I, II, III и IV категорий, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

Объекты I категории


Объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду




Объекты II категории


Объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду




Объекты III категории


Объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду

Относительно объектов IV категории сказано буквально следующее. К таковым относятся объекты при одновременном выполнении следующих условий:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

В силу п. 4 ст. 4.2 Закона об охране окружающей среды присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории будет осуществлено при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС. В силу ст. 69.2 этого же закона форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС, а также порядок формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их присвоения соответствующим объектам устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Однако в настоящее время документы, регламентирующие постановку на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не утверждены. До принятия указанных документов плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит исчислению и внесению в соответствии с действующим законодательством вне зависимости от включения объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.

Таким образом, на сегодняшний день положения Закона об охране окружающей среды в этой части фактически не применяются. Росприроднадзор в Письме от 15.01.2016 № 16-25/222 рекомендовал природопользователям своевременно отслеживать информацию, касающуюся указанного вопроса, в Интернете по адресу: http://rpncfo.ru/.

Что понимается под твердыми коммунальными отходами?

А как обстоят дела в другом исключающем внесение платы случае? Определение отходов содержится в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89‑ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Отходы
производства и потребления


Вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению




Твердые
коммунальные отходы


Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам относятся также отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, ИП и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами

Из формулировок российского законодательства следует, что если от деятельности предприятий общепита формируются отходы, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, то начиная с 2016 года вносить соответствующую плату они не должны.

Разъяснения Росприроднадзора

Сложившуюся ситуацию прокомментировал Росприроднадзор в Письме от 11.04.2016 № АС-06‑01‑30/6155: в Федеральном законе от 29.12.2015 № 404‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен переходный период (до 1 января 2017 года) для введения коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях принятия соответствующих нормативных правовых актов субъектами РФ, введения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта РФ, проведения конкурсного отбора регионального оператора и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

До дня утверждения единого тарифа на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства.

На этом основании Росприроднадзор сделал вывод, что в настоящее время плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, должны исчислять и уплачивать юридические лица и предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались данные отходы. То есть, по мнению этого ведомства, в 2016 году продолжают действовать прежние правила.

Порядок внесения платы и представления расчета

В Письме № АС-06‑01‑30/6155 Росприроднадзор дал подробные разъяснения относительно порядка внесения платы.

Субъекты малого и среднего предпринимательства


Исчисляют и вносят плату единовременно до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, то есть за 2016 год в срок до 1 марта 2017 года




Остальные организации


Вносят квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) не позднее 20‑го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала, в размере 1/4 части суммы платы, внесенной за предыдущий год (при определении 1/4 части суммы платы учитываются фактически уплаченные суммы (не начисленные) за I – IV кварталы 2015 года и не учитываются суммы, уплаченные в счет погашения задолженности предыдущих лет)


Перечисляют плату, исчисленную по итогам отчетного периода, с корректировкой на сумму внесенных авансовых платежей не позднее 1 марта года, следующего за отчетным

В случае если предприятие открылось в 2016 году, авансовые платежи не подлежат внесению в течение этого года, а плата таким предприятием должна быть внесена в полном объеме в срок до 1 марта 2017 года включительно (за 2016 год).

Обращаем внимание! Приказ Ростехнадзора № 204, которым утверждены форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения и представления сохранял свою актуальность до 01.01.2016. Данный приказ не предусматривает положений об авансовых платежах, как и не предусматривает форму расчета данных платежей. Таким образом, в течение 2016 года ежеквартальные авансовые платежи вносятся без подачи какой-либо отчетности. Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду плательщики должны будут представить в срок до 10 марта 2017 года включительно.

Для справки

В настоящее время Минприроды разрабатывается проект приказа «Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» (срок – III квартал 2016 года).

* * *

С 2015 года с коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей снята обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в части загрязняющих выбросов в атмосферный воздух от передвижных объектов (транспортных средств).

Что касается такого вида негативного воздействия на окружающую среду, как размещение отходов, отметим следующее. Согласно Закону об охране окружающей среды начиная с 2016 года освобождаются от внесения платы организации и ИП, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV класса, а также те, от деятельности которых образуются только твердые коммунальные отходы.

Однако на практике все складывается по-другому. Из-за отсутствия подзаконных актов, а также с учетом того, что субъектами РФ не приняты необходимые нормативные документы, в 2016 году будут действовать прежние правила. Компетентные органы разъясняют, что до принятия указанных документов плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов (в том числе твердых коммунальных) должна вноситься организациями (ИП), от деятельности которых они образовались.


[1] Утверждена Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204.

Источник: Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение"



Последние публикации

30 Марта 2020

Чеки "полный расчет" при кассовом методе налогового учета

Если в налоговом учете доходы признаются кассовым методом, то при получении 100%-й предоплаты можно с согласия покупателя сразу пробивать чек с признаком способа расчета "полный расчет". Такие разъяснения ранее мы получили от специалиста ФНС. Однако официальных писем об этом нет, что вызывает беспокойство у наших читателей.

Рекомендации по оплате труда на 2020 год

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила Рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год. В статье сделаны акценты на некоторых положениях данного документа, которые необходимо знать автономным учреждениям.

Кто и как должен отчитаться о доходах

Чуть больше месяца осталось до конца декларационной кампании. Сообщить о доходах, полученных в 2019 году, граждане должны до 30 апреля.

24 Марта 2020

Минфин разъяснил нюансы получения вычетов при покупке недвижимости

При покупке квадратных метров гражданам, претендующим на получение имущественного налогового вычета, важно обратить внимание на статус недвижимости: жилая она или нет. Разъяснения Минфина опубликовала Федеральная налоговая служба (ФНС).

Работа без "зарплатного карантина": выплаты в условиях коронавируса

В силу прямых указаний Трудового кодекса трудовые отношения носят возмездный характер. Получение своевременной и в полном объеме заработной платы является одним из ключевых прав работника, а своевременная и в полном размере ее выплата – главной обязанностью работодателя. При этом в случае выполнения работником работы никакие внешние факторы – чрезвычайные обстоятельства, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и иные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, не должны препятствовать реализации этого права и обязанности. Хотя некоторые оговорки по этому поводу в ТК РФ все же имеются.



ТОП статьи

Конфигуратор сервера hp proliant hpe dell с ценами

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?


Налоговые новости

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!

Скорректированы перечни продуктов, облагаемых НДС по ставке 10%

Минтруд России разъяснил, как в СЗВ-ТД заполнить сведения о присвоении новой профессии

Минтруд России рассказал, когда начнется назначение новой ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет

16 Марта 2020

Выплаты земским врачам и учителям освободят от НДФЛ

Суд: неоплата командировочных расходов не является основанием для приостановления работы

Уточнен порядок исправления ошибок в бухотчетности

Госдума рассказала, как вернуть деньги за сорвавшуюся из-за коронавируса турпоездку

Для педагогов и медиков вновь предлагают установить повышенный размер минимальной зарплаты

читать все Новости