Меню

Актуально










Публикация

12 Июля 2016Всегда ли ИП платит страховые взносы с суммы дохода, превышающей 300 000 руб.?


М. В. Подкопаев
редактор журнала «Бухгалтер Крыма»

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, выглядит очевидным. Конечно же, если доход предпринимателя превысит величину, равную 300 000 руб., он в дополнение к действительно фиксированному страховому взносу платит, как бы мы его назвали, условно фиксированный страховой взнос в размере 1% от суммы превышения этого дохода.

Так в чем же дело? Почему вообще возник данный вопрос? Попробуем разобраться в этом.

В силу ч. 1 ст. 14 Закона о страховых взносах[1] плательщики страховых взносов, указанные в его п. 2 ч. 1 ст. 5, уплачивают соответствующие страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах, определяемых согласно ч. 1.1 и 1.2 этой статьи.

В части 1.1 обозначенной статьи поясняется, как следует рассчитывать размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию. Так, исходя из п. 1 ч. 1.1 ст. 5 Закона о страховых взносах, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., размер страхового взноса в ПФР рассчитывается в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона о страховых взносах, увеличенное в 12 раз.

К сведению:

Федеральным законом от 02.06.2016 № 164‑ФЗ федеральный МРОТ увеличен до 7 500 руб. в месяц. Однако до конца 2016 года для расчета страхового взноса в фиксированном размере по‑прежнему надо применять величину МРОТ, равную 6 204 руб., поскольку именно она была установлена на начало текущего (2016‑го) года Федеральным законом от 14.12.2015 № 376‑ФЗ.

А в пункте 2 ч. 1.1 ст. 5 Закона о страховых взносах сказано также, что если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., размер страхового взноса в ПФР рассчитывается в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона о страховых взносах, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.

Так вот, Минфин не раз высказывался насчет того, что порядок расчета суммы страховых взносов в фиксированном размере (фиксированных платежей) в части уплаты 1,0% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, относится только к индивидуальным предпринимателям, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам (см., например, письма от 23.10.2015 № 03‑11‑11/61133, от 10.04.2015 № 03‑11‑11/20689). А теперь он заявил, что этот порядок не распространяется на деятельность индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (Письмо от 13.05.2016 № 03‑11‑11/27630).

Ведомство не разъясняет, почему же оно пришло к такому выводу. Можно предположить, что это связано со следующим. В части 1 ст. 14 Закона о страховых взносах прямо сказано, что страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах уплачивают плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 обозначенного закона. А в данном пункте перечисляются индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, иначе говоря, плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Ведь об индивидуальных предпринимателях, как плательщиках страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, говорится в другом пункте указанной статьи, а именно – пп. «б» п. 1. Однако они не именуются однозначно в качестве плательщиков страховых взносов в фиксированных размерах.

Более того, само название ст. 14 Закона о страховых взносах – «Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам», что, казалось бы, никак не согласуется с тем, что ее действие распространяется и на плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Однако, если мнение Минфина основано именно на таких аргументах, он, безусловно, должен был пойти далее и признать, что тогда плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вообще не должны уплачивать страховые взносы в фиксированном размере, в том числе те, которые указаны в п. 1 ч. 1.1 ст. 5 Закона о страховых взносах.

Приходится констатировать, что текст ст. 14 данного закона сформулирован некорректно, да и само ее название не отражает сути этой статьи.

Но дело в том, что, трактуя положения Закона о страховых взносах, Минфин выходит за пределы своей компетенции. Ведь согласно Постановлению Правительства РФ от 14.09.2009 № 731, выпущенному в соответствии с ч. 5 ст. 1 названного закона, в настоящее время право издавать разъяснения по вопросам уплаты страховых взносов в ПФР предоставлено Минтруду. А его мнение неожиданным не назовешь. Так, в его Письме от 02.03.2016 № 17-4/ООГ-322 указывается, что индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями и производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, должны уплачивать, в частности, страховые взносы за себя в ПФР и ФФОМС исходя из своего дохода. В частности, если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300 000 руб., то такой индивидуальный предприниматель помимо фиксированного размера страховых взносов (1 МРОТ x 26% x 12 мес.) доплачивает на свое пенсионное страхование 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., но до определенной предельной величины (8 МРОТ x 26% x 12 мес.). То есть индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями, уплачивают страховые взносы по двум основаниям – с сумм выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу своих работников, – а также страховые взносы за себя исходя из своего дохода от предпринимательской деятельности, полученного за расчетный период (см. также письма Минтруда России от 20.04.2016 № 17-3/ООГ-624, от 24.02.2016 № 17-4/ООГ-289, от 11.02.2016 № 17-4/ООГ-219, от 03.02.2016 № 17-4/ООГ-163).

Таким образом, в 2016 году надо руководствоваться именно разъяснением Минтруда, что плательщику страховых взносов не подсказывала бы минфиновская логика. Однако ситуация может измениться с 2017 года.

Напомним, что Правительством РФ принято решение в очередной раз передать процедуру администрирования страховых взносов в руки ФНС, лишив соответствующих полномочий внебюджетные фонды. С этой целью законодателями уже принят пакет законов, который на дату выхода журнала из печати находился на подписи у президента.

В частности, законопроектом № 1040802-6 предусматривается дополнить НК РФ разд. XI «Страховые взносы». Названный раздел в основной части дублирует положения Закона о страховых взносах, касающиеся исчисления и уплаты страховых взносов, но теперь данные положения станут частью налогового законодательства, разъяснять применение которого имеет право Минфин, а не Минтруд, что подчеркнут и поправки, которые вносятся в ст. 4 НК РФ.

Статье 14 Закона о страховых взносах без принципиальных изменений по тексту соответствует ст. 429 проектируемого разд. XI НК РФ. И, опираясь на нынешнюю позицию Минфина, можно догадаться, что ведомство не будет настаивать, чтобы налогоплательщики (плательщики страховых взносов), производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, на основании этой статьи уплачивали какой‑либо иной страховой взнос в фиксированном размере, кроме рассчитанного как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного проектируемым пп. 1 п. 1 ст. 425 НК РФ (26%), увеличенное в 12 раз.

Впрочем, это всего лишь мнение Минфина, а оно может поменяться, что только усложняет данную проблему. А ее решение необходимо, ведь в том же Письме № 03‑11‑11/27630 Минфин напоминает, что на основании пп. 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС как за наемных работников, так и за себя, но не более чем на 50%. А если взносы за себя в размере 1% с величины дохода, превышающей 300 000 руб., предприниматель уплачивает незаконно, то есть если НК РФ не устанавливает для него такой обязанности, то, очевидно, на них нельзя уменьшить сумму налога. Также и предприниматели, выбравшие объектом налогообложения «доходы минус расходы», не смогут в подобной ситуации включить в свои расходы сумму этого страхового взноса, если они уплатят ее.

* * *

Пока трудно дать предпринимателям – плательщикам страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, однозначные рекомендации в отношении того, как им надлежит поступать с 2017 года. Необходимо все‑таки дождаться разъяснений Минфина и – желательно – именно в отношении новых норм НК РФ.

Пока же страховые взносы обозначенные лица должны уплачивать и с суммы дохода, превышающей 300 000 руб. с учетом установленной для них предельной величины.


[1] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».





Последние публикации

30 Марта 2020

Чеки "полный расчет" при кассовом методе налогового учета

Если в налоговом учете доходы признаются кассовым методом, то при получении 100%-й предоплаты можно с согласия покупателя сразу пробивать чек с признаком способа расчета "полный расчет". Такие разъяснения ранее мы получили от специалиста ФНС. Однако официальных писем об этом нет, что вызывает беспокойство у наших читателей.

Рекомендации по оплате труда на 2020 год

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила Рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год. В статье сделаны акценты на некоторых положениях данного документа, которые необходимо знать автономным учреждениям.

Кто и как должен отчитаться о доходах

Чуть больше месяца осталось до конца декларационной кампании. Сообщить о доходах, полученных в 2019 году, граждане должны до 30 апреля.

24 Марта 2020

Минфин разъяснил нюансы получения вычетов при покупке недвижимости

При покупке квадратных метров гражданам, претендующим на получение имущественного налогового вычета, важно обратить внимание на статус недвижимости: жилая она или нет. Разъяснения Минфина опубликовала Федеральная налоговая служба (ФНС).

Работа без "зарплатного карантина": выплаты в условиях коронавируса

В силу прямых указаний Трудового кодекса трудовые отношения носят возмездный характер. Получение своевременной и в полном объеме заработной платы является одним из ключевых прав работника, а своевременная и в полном размере ее выплата – главной обязанностью работодателя. При этом в случае выполнения работником работы никакие внешние факторы – чрезвычайные обстоятельства, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и иные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, не должны препятствовать реализации этого права и обязанности. Хотя некоторые оговорки по этому поводу в ТК РФ все же имеются.



ТОП статьи

Конфигуратор сервера hp proliant hpe dell с ценами

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?


Налоговые новости

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!

Скорректированы перечни продуктов, облагаемых НДС по ставке 10%

Минтруд России разъяснил, как в СЗВ-ТД заполнить сведения о присвоении новой профессии

Минтруд России рассказал, когда начнется назначение новой ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет

16 Марта 2020

Выплаты земским врачам и учителям освободят от НДФЛ

Суд: неоплата командировочных расходов не является основанием для приостановления работы

Уточнен порядок исправления ошибок в бухотчетности

Госдума рассказала, как вернуть деньги за сорвавшуюся из-за коронавируса турпоездку

Для педагогов и медиков вновь предлагают установить повышенный размер минимальной зарплаты

читать все Новости