Меню

Актуально










Публикация

13 Июля 2017Подключение к ЕГАИС и лицензия


Откажут ли предприятию в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если на момент подачи документов в лицензирующий орган оно не будет подключено к Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС)?

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания – это с 31.03.2017 отдельный лицензируемый вид деятельности (см. ст. 18 Федерального закона № 171‑ФЗ[1] в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 261‑ФЗ).

Проверяем перечень документов для получения лицензии

Для получения данной лицензии в лицензирующий орган необходимо представить документы, список которых приведен в п. 3.2‑2 ст. 19 Федерального закона № 171‑ФЗ, а именно:

1) заявление о выдаче лицензии. В нем отражаются:

  • полное и (или) сокращенное наименование и организационно-правовая форма юридического лица (организации);

  • место его нахождения;

  • адреса его электронной почты, по которым лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи;

  • места нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности. При планировании розничной продажи алкоголя при оказании услуг общепита на соответствующем транспорте в заявлении фиксируются регистрационные данные вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета), водного (воздушного) судна, присвоенные им в установленном порядке для соответствующих транспортных средств. Розничная торговля алкоголем при оказании услуг общепита не запрещена на железнодорожном, водном, воздушном транспорте общего пользования междугороднего и международного сообщения, а также на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования;

  • наименование банка и номер расчетного счета в банке;

  • лицензируемый вид деятельности, который организация намерена осуществлять;

  • срок, на который испрашивается лицензия;

2) копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов, если копии этих документов не заверены нотариусом). В ООО и АО учредительным документом является устав общества[2];

3) копию документа о государственной регистрации организации (если не будет представлена, лицензирующий орган сделает межведомственный запрос на получение соответствующих сведений налоговому органу);

4) копию документа о постановке организации на учет в налоговом органе (при непредставлении действия те же – запрос);

5) копию документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии (составляет 65 000 руб. за каждый год срока действия лицензии – пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, не подлежит возврату в случае отказа уполномоченного органа в продлении срока действия лицензии – Письмо Минфина РФ от 14.04.2017 № 03‑05‑06‑03/22266). Если копия обозначенного документа заявителем не представлена, лицензирующий орган проверит факт уплаты госпошлины с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

6) документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарного объекта общественного питания в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. (Если обозначенные документы, относящиеся к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРП, не представлены заявителем, таковые подаются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.) В ситуации, когда речь идет о розничной продаже алкоголя с содержанием этилового спирта не более 16,5% объема готовой продукции, нужен документ, подтверждающий наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания. (Это может быть как стационарный, так и нестационарный объект общепита.) И возможен третий вариант – когда алкоголем торговать запланировано при оказании услуг общественного питания на разрешенном виде транспорта. Тогда понадобятся документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета), водного судна, воздушного судна и (или) права заявителя оказывать в них услуги общественного питания. В этом случае взамен места нахождения обособленного подразделения в лицензии указываются регистрационные данные вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета), водного (воздушного) судна, присвоенные им в установленном порядке для соответствующих транспортных средств;

7) копию уведомления о начале предоставления услуг общественного питания. Если данный документ заявителем не представлен, лицензирующий орган запросит его у Роспотребнадзора.

Как видим, в приведенном перечне какого-либо документа, подтверждающего факт подключения заявителя к ЕГАИС, нет. Однако на этом поиски ответа на поставленный вопрос не заканчиваются, так как есть еще основания для отказа в выдаче лицензии.

К сведению

Минфин не поддержал предложение о дополнении перечня документов, необходимых для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, копиями документов, подтверждающих квалификацию работников заявителя. Квалификация работников, заключивших с соискателем лицензии на розничную продажу алкогольной продукции трудовые договоры, не влияет на качество и безопасность реализуемой алкогольной продукции, а также не способствует защите нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов РФ, контролю за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (Письмо от 25.05.2017 № 03‑14‑06/32364).

Изучаем основания для отказа в выдаче лицензии

Данные основания перечислены в п. 9 ст. 19 Федерального закона № 171‑ФЗ. Первое основание в этом списке – несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным согласно положениям ст. 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 указанного закона. Далее – нарушение требований ст. 8 Федерального закона № 171‑ФЗ.

Из статьи 8 следует, что организации, занимающиеся оборотом алкогольной продукции, должны иметь программно-аппаратные средства, обеспечивающие прием, фиксацию и передачу информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС. (Данное требование не распространяется на учет объема розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания – пп. 2 п. 2.1 ст. 8.)

Норма Федерального закона № 171-ФЗ

Программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота (за исключением импорта) маркируемой алкогольной продукции, должны обеспечивать считывание с федеральных специальных марок и (или) акцизных марок сведений о такой продукции, а также прием и передачу информации об обороте (за исключением импорта) такой продукции (абз. 16 п. 2 ст. 8).

В свою очередь, абз. 21 п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171‑ФЗ установлен запрет на оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 8.

Свидетельствует ли изложенное о том, что на момент подачи документов на получение лицензии программно-аппаратные средства уже должны быть подключены к ЕГАИС? Возможно, достаточно просто наличия этих средств (позволяющих обеспечить выполнение требований подключения к системе после получения лицензии и начала осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общепита)?

По мнению лицензирующего органа – Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, программно-аппаратные средства должны быть подключены к ЕГАИС уже на этапе подачи заявления на получение лицензии на розничную продажу алкоголя. Судьи такой подход нашли законным (см. Постановление АС ВСО от 10.05.2017 № Ф02-1675/2017 по делу № А78-11285/2016). Основание такое.

Исходя из логического, систематического и телеологического толкования норм права, указанных в Федеральном законе № 171‑ФЗ, положения п. 9 ст. 19 данного закона, как устанавливающие основания для отказа в выдаче лицензии, должны применяться совместно с положениями указанных в нем статей, в том числе – с п. 1 ст. 26 Закона.

Учитывая названное, обязанность по фиксации в ЕГАИС информации о производстве и (или) обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является лицензионным требованием, соблюдение которого является обязательным для получения лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.

Установленный факт неподключения организации общественного питания (общества) к системе ЕГАИС указывает на явное несоответствие общества требованиям, которые предусмотрены ст. 19, 26 Федерального закона № 171‑ФЗ для организаций, стремящихся получить соответствующую лицензию.

* * *

Соискатель лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания должен на момент подачи заявления о выдаче лицензии не только иметь программно-аппаратные средства, обеспечивающие прием и передачу информации об обороте алкоголя, но и подключить их уже к ЕГАИС. Именно такой подход лицензирующего органа поддержали судьи.

К сведению

Минфин в Письме от 25.05.2017 № 03‑14‑18/32119 дал добро на использование для подачи деклараций и работы с ЕГАИС любой усиленной квалифицированной электронной подписи, удовлетворяющей требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63‑ФЗ «Об электронной подписи». Электронная подпись, содержащаяся в аппаратном крипто-ключе и используемая для работы с ЕГАИС, может использоваться для авторизации на информационных сервисах Росалкогольрегулирования, в том числе для авторизации с использованием единой системы аутентификации (ЕСИА) и для подготовки, подписания, шифрования деклараций, а также в других государственных органах.


[1] Федеральный закон от 22.11.1995 № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

[2] Пункт 1 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14‑ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и п. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.12.1995 № 208‑ФЗ «Об акционерных обществах» соответственно.

Источник: Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение"




Последние публикации

30 Марта 2020

Чеки "полный расчет" при кассовом методе налогового учета

Если в налоговом учете доходы признаются кассовым методом, то при получении 100%-й предоплаты можно с согласия покупателя сразу пробивать чек с признаком способа расчета "полный расчет". Такие разъяснения ранее мы получили от специалиста ФНС. Однако официальных писем об этом нет, что вызывает беспокойство у наших читателей.

Рекомендации по оплате труда на 2020 год

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила Рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год. В статье сделаны акценты на некоторых положениях данного документа, которые необходимо знать автономным учреждениям.

Кто и как должен отчитаться о доходах

Чуть больше месяца осталось до конца декларационной кампании. Сообщить о доходах, полученных в 2019 году, граждане должны до 30 апреля.

24 Марта 2020

Минфин разъяснил нюансы получения вычетов при покупке недвижимости

При покупке квадратных метров гражданам, претендующим на получение имущественного налогового вычета, важно обратить внимание на статус недвижимости: жилая она или нет. Разъяснения Минфина опубликовала Федеральная налоговая служба (ФНС).

Работа без "зарплатного карантина": выплаты в условиях коронавируса

В силу прямых указаний Трудового кодекса трудовые отношения носят возмездный характер. Получение своевременной и в полном объеме заработной платы является одним из ключевых прав работника, а своевременная и в полном размере ее выплата – главной обязанностью работодателя. При этом в случае выполнения работником работы никакие внешние факторы – чрезвычайные обстоятельства, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и иные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, не должны препятствовать реализации этого права и обязанности. Хотя некоторые оговорки по этому поводу в ТК РФ все же имеются.



ТОП статьи

Конфигуратор сервера hp proliant hpe dell с ценами

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?


Налоговые новости

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!

Скорректированы перечни продуктов, облагаемых НДС по ставке 10%

Минтруд России разъяснил, как в СЗВ-ТД заполнить сведения о присвоении новой профессии

Минтруд России рассказал, когда начнется назначение новой ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет

16 Марта 2020

Выплаты земским врачам и учителям освободят от НДФЛ

Суд: неоплата командировочных расходов не является основанием для приостановления работы

Уточнен порядок исправления ошибок в бухотчетности

Госдума рассказала, как вернуть деньги за сорвавшуюся из-за коронавируса турпоездку

Для педагогов и медиков вновь предлагают установить повышенный размер минимальной зарплаты

читать все Новости