Меню

Актуально









Публикация

11 Января 2017Оплата простоя


Иван Иванович Шкловец

заместитель руководителя Роструда

Вопрос

В соответствии с ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Как рассчитать оплату времени простоя работников учреждения в разных ситуациях?

Статья 157 ТК РФ устанавливает следующие размеры оплаты времени простоя:

Причина простоя

Порядок оплаты времени простоя

По вине работодателя

Не менее 2/3 среднего размера заработной платы работника

По не зависящей от работодателя и работника причине

В размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя

По вине работника

Не оплачивается

Если простой произошел по вине работодателя, его оплачивают в размере 2/3 среднего заработка работника, который определяется в соответствии:

– со статьей 139 ТК РФ;

– с Положением № 922[1].

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата (ч. 3 ст. 139 ТК РФ, п. 4 Положения № 922).

Если простой длился несколько рабочих дней, его оплату определяют путем умножения среднего дневного заработка на количество дней простоя и на 2/3 (п. 9 Положения № 922).

Следует отметить, что исходя из п. 13 Положения № 922 при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, используется средний часовой заработок, который исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде на количество фактически отработанных в этот период часов. В расчет включаются премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 Положения № 922.

Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в период простоя и на 2/3.

Пример 1

Работник учреждения в связи с простоем, возникшим по вине работодателя, не работал в период с 01.08.2016 по 19.08.2016, что составляет 15 рабочих дней при 40-часовой пятидневной рабочей неделе. В расчетном периоде с 01.08.2015 по 31.07.2016 он отработал 246 рабочих дней. При условии, что оклад работника равен 15 000 руб., выплаты составили:

– 180 000 руб. (15 000 руб. х 12 мес.);

– премии ежемесячные – 8 800 руб.;

– премии квартальные (включаются в расчетный период) – 8 000 руб.

Заработная плата за расчетный период составила 196 800 руб.

Средний дневной заработок работника равен 800 руб. (196 800 руб. / 246 раб. дн.).

За время простоя следует начислить 8 000 руб. (800 руб. х 15 раб. дн. х 2/3).

Вопрос

Как оплатить время простоя по вине работодателя в случае, если работник устроился в учреждение в месяце, когда случился простой?

В соответствии с п. 7, 8 Положения № 922 в случае, если работник устроился в месяце, когда случился простой, средний заработок определяется:

– исходя из размера заработной платы, фактически начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период и до начала расчетного периода;

– исходя из установленной работнику тарифной ставки, оклада (должностного оклада), если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период, до начала расчетного периода и до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка.

Таким образом, время простоя по вине работодателя оплачивается в размере 2/3 среднего заработка работника.

Пример 2

Сотрудник принят на работу с 03.10.2016, простой по вине работодателя оформлен в период с 17.10.2016 по 27.10.2016. При пятидневной рабочей неделе заработная плата работника с 03.10.2016 по 14.10.2016 начислена в размере 12 000 руб.

Если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период и до начала расчетного периода, то оплата производится в размере 2/3 среднего заработка, который определяется исходя из размера заработной платы, фактически начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце наступления случая.

Исходя из размера заработной платы, начисленной за период с 03.10.2016 по 14.10.2016, время простоя (9 рабочих дней) оплачивается в сумме 7 200 руб.((12 000 руб. / 10 раб. дн. х 2/3) х 9 раб. дн.).

Вопрос

Как рассчитать оплату времени простоя по причине, не зависящей от работодателя и работника, например, в случае чрезвычайной ситуации природного характера?

Трудовое законодательство допускает временный перевод работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя:

– для предотвращения или устранения последствий: катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части (ч. 2 ст. 72.2 ТК РФ);

– в случаях простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если простой или необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны чрезвычайными обстоятельствами, указанными в ч. 2 данной статьи (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ). При этом перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника.

В таком случае оплата труда сотрудника производится в соответствии с выполняемой работой, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

В том случае, если в простое нет вины ни работодателя, ни на работника, период простоя будет оплачиваться в размере не менее 2/3 тарифной ставки или оклада работника, которые рассчитываются пропорционально времени простоя.

При таком расчете не учитываются различные надбавки и доплаты, установленные к тарифным ставкам и должностным окладам (премии и иные выплаты) работникам учреждения.

Пример 3

Воспользуемся условиями примера 1. Оклад сотрудника составляет 15 000 руб. время простоя – 15 рабочих дней, всего в августе 23 рабочих дня.

В этом случае время простоя будет оплачено в размере не менее 2/3 оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя и составит 6 521,74 руб. (15 000 руб. / 23 раб. дн. х 2/3 х 15 раб. дн.).

Вопрос

Как оплатить время простоя работника, которому установлен должностной оклад, по причине отключения электрической энергии в течение шести часов?

Часовую тарифную ставку можно определить путем деления установленного работнику оклада на среднемесячное количество рабочих часов в зависимости от продолжительности рабочей недели в часах. Такой способ Минздрав рекомендует закрепить в коллективном договоре, ином локальном нормативном акте учреждения (Письмо от 02.07.2014 № 16-4/2059436). В этом случае среднемесячное количество рабочих часов рассчитывается путем деления годовой нормы рабочего времени в часах на 12.

Пример

Работнику установлена 36-часовая рабочая неделя. Оклад составляет 16 450 руб.

В 2016 году среднемесячное количество рабочих часов составит при 40-часовой рабочей неделе – 164,5 ч (1 974 ч / 12 мес.).

Время простоя будет оплачено в сумме 400 руб. (16 450 руб. / 164,5 х 2/3 х 6 ч).

Вопрос

В ТК РФ не сказано, как следует отразить период простоя. Какие документы следует оформить в учреждении для его оплаты?

Основанием для оплаты времени простоя работников учреждения будут:

– акт о простое с указанием его причины;

– приказ об объявлении простоя, в котором следует указать, кроме причины, время начала и окончания простоя;

– табель учета рабочего времени.

В соответствии со ст. 157 ТК РФ о начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным продолжение выполнения работником его трудовой функции, работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя. В этом случае составляется служебная записка.


[1] Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Источник: Журнал "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере"



Последние публикации

23 Октября 2017

Особенности представления бухгалтерской отчетности в 2018 году

В череде трудовых будней работники финансово-экономического отдела нацелены на решение текущих вопросов и задач. Тем не менее для правильной организации работы в будущем (в следующем году) бухгалтеру следует знать о готовящихся изменениях законодательства РФ. Поэтому мы освещаем те изменения организации учета, которые будут применяться с 2018 года в связи с вступлением в силу федеральных стандартов. В данном статье поговорим о положениях Приказа Минфина РФ от 31.12.2016 № 260н, утвердившего Федеральный стандарт «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности». Начиная со следующего года учреждения должны будут представлять формы бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами, установленными этим документом.

Малый бизнес не стремится в интернет

Российскому малому и среднему бизнесу сайты практически не нужны, говорится в исследовании рынка присутствия российских предпринимателей в сети Интернет.

В Костроме повысили транспортный налог

Депутаты Костромской областной Думы приняли в первом чтении изменения в региональный закон о транспортном налоге: с 1 января ставки заметно повысятся.

19 Октября 2017

Сотрудник-инвалид: гарантии и компенсации

В любой организации может случиться так, что работник после заболевания или травмы принесет работодателю справку об инвалидности, либо на работу может быть принят инвалид. В связи с тем, что инвалиды – это особая категория работников, в данной статье расскажем, какие гарантии и компенсации им положены.

Риск-ориентированный подход и области его применения

Риск-ориентированный подход (далее — РОП) в контрольно-надзорной деятельности набирает все большую популярность. Ярким примером служит программа реформирования работы федеральных министерств и ведомств, распространяющая РОП на все виды надзора. Данный подход предполагает концентрацию ограниченных ресурсов государства в зонах максимального риска для предотвращения вреда охраняемым законом ценностям и одновременно снижение административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов. О том, как возник РОП, какова его сущность, методы, приемы, а также о возможных областях его применения – далее в статье.

Вечерние курсы повышения квалификации юристов (2- 5 мес.)

Октябрь 2017

30 Октября - 01 Ноября Организация работы административно-хозяйственной службы предприятия Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

30 Октября - 03 Ноября Корпоративное право: новеллы законодательства Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

30 Октября - 03 Ноября НДС: изменения законодательства, сложные вопросы исчисления налога на добавленную стоимость Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

30 Октября - 01 Ноября Организация учета материально-производственных запасов и готовой продукции Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

30 Октября - 01 Ноября Правовое регулирование деятельности редакций СМИ и журналистов Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

31 Октября - 03 Ноября Бюджетный (бухгалтерский) учет и отчетность в организациях здравоохранения в 2017 году Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

Ноябрь 2017

01 - 04 Ноября Актуальные вопросы ценообразования на рынках электроэнергии Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

06 - 10 Ноября Интеллектуальная собственность. Правовое обеспечение Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс



ТОП статьи

Учетная политика предприятия на 2017 год

Сдача электронной декларации по НДС 2017 онлайн через интернет

Бухгалтерия онлайн позволяет вести тестирование и подготовку отчетности бесплатно

1с электронная отчетность

 



Налоговые новости

23 Октября 2017

НДФЛ не взимается с суммы оплаты работодателем стоимости проживания сотрудников

При указании сокращенного адреса продавца в счете-фактуре могут быть использованы как строчные, так и прописные буквы

В отношении расходов на аренду жилья предлагается предоставлять налоговый вычет

НДС не взимается при импорте товаров, ввозимых филиалом организации, зарегистрированной в другой стране ЕАЭС

С предоплаты в счет первичной уступки нужно исчислить НДС

30 октября - последний день подачи расчетов по страховым взносам за девять месяцев 2017 года

20 Октября 2017

До конца 2018 года высшие должностные лица будут получать пониженную на 10% зарплату

Оказание услуг общепита с использованием передвижных объектов не подпадает под ЕНВД

Вычет по НДС на основании одного счета-фактуры разрешается производить частями в разных налоговых периодах

Налоговики привели пример заполнения расчета по форме 6-НДФЛ в случае выплаты премии после увольнения сотрудника

За возвратом из ФСС переплаты по "старым" взносам, возникшей после 1 января, можно пойти в налоговую

Внесены поправки в Единый план счетов для организаций госсектора

19 Октября 2017

Данные о розничных продажах алкоголя необходимо фиксировать в ЕГАИС независимо от применения ККТ

При продаже доли в квартире имущественный налоговый вычет по НДФЛ предоставляется в размере 1 млн руб.

Расходы на электронный авиабилет можно учесть, даже если на посадочном талоне нет штампа

читать все Новости