26 Мая 2015Налоговые проверки
Налоговые преступления
Начиная с 22 октября 2014 года дело о налоговом преступлении следователь может возбудить на основании любой полученной им информации. Будь то сведения, поступившие от какого-либо физического лица или организации, или сообщения, полученные из СМИ (ст. 144 УПК РФ). Теперь, чтобы возбудить дело о налоговом преступлении, участие налоговиков не требуется.
Например, получив материалы оперативно-разыскной деятельности, следователь направляет информацию в вышестоящий налоговый орган по отношению к инспекции нарушителя. Налоговый орган в свою очередь направляет следователю заключение по полученным материалам. И информирует следствие о проводимых в настоящее время или проведенных ранее налоговых проверках и об их результатах.
Важно! Следователь может возбудить уголовное дело до получения заключения от налогового органа. А также в том случае, если инспекторы укажут на отсутствие налоговых правонарушений в действиях компании.
Кроме того, уголовное преследование может грозить компаниям, налоговая задолженность которых превышает 2 млн. руб. (ст. 199 НК РФ).
Камеральная проверка
Перечень оснований для истребования документов в рамках камеральной проверки является закрытым, хоть и постоянно расширяется. Наличие оснований для истребования документов нередко выступает причиной налогового спора.
В частности, компаниям в суде удается оспорить требование налоговиков представить документы, подтверждающие неуплату НДС. Дело в том, что на практике под налоговыми льготами понимают и некоторые освобождения от налогообложения. К примеру, освобождение от НДС в рамках статьи 149 НК РФ. При камеральной проверке контролеры вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие право на льготу (п. 6 ст. 88 НК РФ).
При этом, эти положения распространяются и на те основания освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы (ст. 56 НК РФ, постановление от 30.05.14 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»).
Если же освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а является специальными правилами налогообложения соответствующих операций, проверяющие не вправе запросить документы, подтверждающие право на использование освобождения от уплаты НДС (например, операции займа).
Камеральные проверки основание
Начиная с 1 января 2015 года, налоговики при проверке декларации по НДС могут запрашивать любые документы – счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к спорной операции. Это право действует только в том случае, если у налоговиков имеются сведения, свидетельствующие о занижении суммы по НДС к уплате. Или же данные о завышении НДС к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ). Потребовать дополнительные бумаги проверяющие могут:
- при выявлении противоречий между сведениями, содержащимися в декларации по НДС;
- при выявлении противоречий между сведениями, содержащимися в декларации по НДС, которую представил в инспекцию сам налогоплательщик, и сведениями в
- декларации, которую подал его контрагент; при выявлении противоречий в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Но! Прежде чем истребовать документы инспекторы должны попросить у налогоплательщика пояснения по выявленным противоречиям и несоответствиям.
Вызов налогоплательщика на комиссию
Порядок вызова налогоплательщика на комиссию по легализации налоговой базы:
Налоговики должны прислать компании уведомление о вызове налогоплательщика. В нем инспекторы отражают все вопросы, которые будут заданы по деятельности вашей компании на заседании.
Помимо этого, контролеры направят в вашу фирму информационное письмо, в котором отразят факты расхождения, несоответствия или противоречия. А также иные вопросы, выявленные в ходе подготовки к заседанию комиссии. Ответы на эти вопросы проверяющие планируют получить в ходе рассмотрения деятельности компании на этом заседании (письмо ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722). При отсутствии такого письма организация вправе попросить перенести рассмотрение.
Отказ от дачи пояснений не приведет к ответственности. А вот за неявку на комиссию должностным лицам компании грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ и письмо Минфина России от 09.04.10 № 03-02-08/21).
Источник: www.rnk.ru