5 Сентября 2017Комментарий к Федеральному закону от 07.06.2017 № 113 ФЗ
А. Гусев
к. п. н., редактор журнала «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера»
Комментируемый Федеральный закон от 07.06.2017 № 113‑ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 113‑ФЗ) направлен на совершенствование порядка предоставления информации о государственных (муниципальных) учреждениях, ее размещения на официальном сайте для размещения такой информации и ведения официального сайта, на обеспечение возможности размещения сведений о государственных (муниципальных) учреждениях органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, как уполномоченным в соответствии с законодательством РФ на утверждение (принятие) основного числа публикуемых документов, на официальном сайте.
Напомним, что в соответствии со ст. 32 Федерального закона № 7‑ФЗ[1] бюджетные учреждения в целях обеспечения информационной прозрачности и открытости своей деятельности обязаны размещать сведения о ее результатах на официальном сайте в Интернете. Официальным сайтом Российской Федерации для размещения информации об учреждениях является www.bus.gov.ru. Порядок предоставления и размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях и их обособленных структурных подразделениях, которым утверждено государственное (муниципальное) задание, на официальном сайте РФ в Интернете, а также правила ведения указанного официального сайта установлены Приказом Минфина РФ от 21.07.2011 № 86н[2].
Согласно п. 3.3 Федерального закона № 7‑ФЗ в целях обеспечения открытости и доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений на официальном сайте для размещения такой информации подлежат размещению следующие документы:
– учредительные документы учреждения, в том числе внесенные в них изменения;
– свидетельство о государственной регистрации учреждения;
– решение учредителя о создании учреждения;
– решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;
– положения о филиалах, представительствах учреждения;
– план финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
– годовая бухгалтерская отчетность учреждения;
– сведения о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
– государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
– отчет о результатах деятельности и об использовании закрепленного за учреждением государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Согласно внесенным изменениям начиная с 01.01.2018 указанный перечень пополняется следующими документами:
– бюджетная смета казенного учреждения, которая составляется, утверждается и ведется в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ;
– решения органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения, о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий.
Также с 01.01.2018 предусматривается, что вышеуказанные документы не публикуются на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в Интернете, если содержат сведения, составляющие государственную тайну.
Исходя из положений ч. 3.5 ст. 32 Федерального закона № 7‑ФЗ государственные (муниципальные) учреждения самостоятельно обеспечивают открытость и доступность информации посредством предоставления необходимых сведений Федеральному казначейству для их дальнейшего размещения на официальном сайте.
Федеральным законом № 113‑ФЗ предусматриваются изменения, которые предполагают размещение необходимых сведений органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, как уполномоченным в соответствии с законодательством РФ на утверждение (принятие) основного числа публикуемых документов.
В настоящее время создан ряд государственных информационных ресурсов, позволяющих использовать имеющиеся сведения в целях формирования и предоставления необходимой информации о государственных (муниципальных) учреждениях. Например, в целях организации электронного юридически значимого документооборота при реализации бюджетных правоотношений в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – информационная система) формируются и ведутся на основе информации и документов органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, а также иных органов следующие реестры:
– реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;
– реестр государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ);
– реестр соглашений (договоров) о предоставлении из федерального бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров (работ, услуг), бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов РФ;
– базовые (отраслевые), а также ведомственные перечни государственных муниципальных услуг и работ.
Указанные реестры уже содержат в себе информацию, предусмотренную для предоставления государственными (муниципальными) учреждениями в целях дальнейшего ее размещения на официальном сайте.
Таким образом, предлагаемые Федеральным законом № 113‑ФЗ изменения обеспечат возможность использования сведений, содержащихся в информационных ресурсах, для размещения на официальном сайте, что, в свою очередь, будет способствовать соблюдению принципа однократности ввода информации и многократности ее использования, обеспечению синхронного изменения сведений в различных информационных ресурсах. Кроме того, сведения в информационных ресурсах формируются и автоматически изменяются на основе сведений Единого государственного реестра юридических лиц, иных сведений, имеющихся в распоряжении Минфина и Федерального казначейства, поэтому не требуются представление и проверка целого ряда документов. Также автоматическое формирование информации на основе сведений и документов, содержащихся в данных ресурсах, позволит сократить неэффективные расходы учреждений на операторский ввод информации на официальном сайте.
Федеральным законом № 113‑ФЗ предусмотрено право передачи органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, полномочий по размещению информации об учреждении на официальном сайте самому учреждению.
Размещение таких документов на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в Интернете и ведение данного сайта осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
[1] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях».
[2] Вступил в силу с 01.01.2012.
Источник: Журнал «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера»