25 Марта 2015Как избежать налоговых претензий при представлении новой декларации по НДС
Какие схемы могут выявить проверяющие в новой декларации;
Как компании будут пытаться запутать программу проверки;
Как снизить риски при отражении сомнительных операций.
Приказом ФНС России от29.10.14 №ММВ-7-3/558@ утверждена новая форма налоговой декларации по НДС и порядок ее заполнения (см. подверстку). Декларацию по новой форме придется представлять уже за I квартал 2015 года. Новая форма призвана усовершенствовать механизм администрирования НДС — повысить прозрачность налогового контроля с одновременным ужесточением санкций за налоговые нарушения.
Сразу же после утверждения новой формы многие практики начали высказывать опасения, что теперь контролеры смогут обнаружить множество схем уклонения от уплаты НДС уже на этапе подачи декларации в инспекцию. И, прежде всего, схемы, связанные с использованием однодневок и фиктивных посредников. Попробуем разобраться, действительно ли это так и какие меры стоит предпринять компании для того, чтобы избежать ненужных рисков.
Что изменилось в декларации
Новая форма налоговой декларации по НДС
дополнена разделами 8–12 (п. 45–51 Порядка заполнения декларации по НДС,
утвержденного приказом ФНС России от29.10.14 №ММВ-7-3/558@, далее —
Порядок заполнения декларации). Это разделы, содержащие сведения,
указанные в книге покупок и книге продаж. В отношении посреднической
деятельности — информация, указанная в журнале учета полученных
и выставленных
Раздел 8 декларации «Сведения из книги покупок
об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» заполняют все
налогоплательщики и налоговые агенты, заявившие налоговые вычеты
в соответствии со статьей 172 НК РФ (п. 45 Порядка заполнения
декларации). В этом разделе отражаются сведения по каждой записи,
указанной в книге покупок за соответствующий период. Это, в частности,
дата и номер полученного
От агентов-прокладок придется отказаться
Получается, что если компания приобретает
товары, работы, услуги напрямую у однодневок, то этот факт будет тяжело
скрыть от проверяющих, поскольку ИНН и КПП
контрагента будет отражен в декларации. Эти данные будут там, даже если
организация приобретает фиктивные товары, работы, услуги через агента
или комиссионера, уплачивающего минимальные суммы налогов в бюджет
и представляющего отчетность (то есть через
Причем раздел 10 «Сведения из журнала учета выставленных
Как правило, этот продавец выводит наценку на товар в виде вознаграждения на посредника — неплательщика НДС. А посредник является участником схемы, организатором которой выступает продавец. Если посредник — однодневка (не важно, применяет ОСНО или УСН), то он скорее всего вообще не будет заполнять этот раздел. В ином случае проверяющие могут выявить организатора схемы, то есть продавца. Тогда риски отказа в вычетах по НДС возникают непосредственно у покупателя. Если при проверке поданной им декларации будет установлено несоответствие, то ему будет направлен запрос на предоставление пояснений и документов. И налоговые органы легко раскрутят подобную схему.
Посредники, которые приобретают товары для налогоплательщика, заполняют раздел 11 «Сведения из журнала учета полученных
Соответственно теперь тем налогоплательщикам, которые планируют
На практике при прохождении товаров через
цепочку перепродавцов происходит наращивание цены до рыночного уровня.
Как правило, на
Технические «ошибки» замаскируют сомнительных контрагентов
При получении в электронном виде данных
из книги покупок и книги продаж у проверяющих, по сути, появится
возможность провести в автоматическом режиме встречные проверки
по сомнительными операциям. Вероятно, одними из первых в поле зрения
контролеров попадут компании, при проверке декларации которых не будет
подобран парный
Кроме того, налоговики вправе провести осмотр помещений, если в декларации заявлен налог к возмещению либо имеются противоречия с данными отчетности контрагента (п. 1 ст. 92 НКРФ). В дальнейшем, в зависимости от результатов оценки полученных пояснений, из таких компаний могут формироваться списки кандидатов на выездную налоговую проверку.
Но уже сейчас можно легко прогнозировать, какими способами компании будут пытаться скрыть свои манипуляции с НДС. Прежде всего, это сознательное внесение «ошибок» в декларацию с целью затруднить автоматизированную проверку. Наверняка многие попытаются включить в разделы 8 и 9 декларации несуществующих контрагентов. То есть вместо ИНН и КПП однодневки указать реквизиты контрагента, не зарегистрированного в ЕГРЮЛ. Или продублировать записи из книги покупок и книги продаж, сославшись на «техническую ошибку», а позже подать уточненку. То есть вместо однодневки компании попытаются отразить реквизиты реального контрагента. А организации, которые планируют прекратить свою деятельность, для избежания налоговых претензий могут попытаться отложить вычеты на более поздний налоговый период.
Скорее всего при выявлении несуществующих ИНН и
Вполне возможно, некоторые попытаются
Но все это позволит лишь избежать выявления подозрительных сделок в автоматическом режиме. При ручной проверке, как это было и ранее, однодневки все равно обнаружить будет можно. Поэтому добросовестным налогоплательщикам рекомендовать подобные махинации нельзя.
Налоговики установят контроль и над неплательщиками НДС
Неплательщики НДС (например, упрощенцы), лица,
освобожденные от уплаты НДС (ст. 145 НКРФ), и компании, реализующие
товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению в соответствии
со статьей 149 НК РФ, заполняют раздел 12 декларации. По мысли
законодателя, это должно закрыть схему, когда продавец — неплательщик
НДС выставляет
В этом разделе декларации указываются ИНН
и КПП такого покупателя. В этом случае налоговики будут отслеживать,
заплатил ли неплательщик НДС выставленный налог в бюджет. Если нет,
то они снимут вычет у покупателя на ОСНО. Поэтому покупателю принимать
НДС к вычету по такому
Впрочем, на текущий момент сложилась устойчивая судебная практика, что налогоплательщики, получившие
Средний тариф по обналичке вырос до 9–10 процентов
Сотрудники «ПНП» провели
анонимный опрос среди главных бухгалтеров крупных компаний. Выяснилось,
что в настоящее время средняя комиссия за обналичивание денег по России
составляет 9–10 процентов. Ранее средний тариф по обналичке составлял
от 4 до 5 процентов*. Такой рост цен на услуги «черных» оптимизаторов
связан, прежде всего, с тем, что теперь обнальные конторы действуют
через несколько
Опрос показал, что большинство респондентов
планируют ужесточить процедуру проявления должной осмотрительности.
И использовать специальные платные программы для проверки контрагентов
(СПАРК,