21 Июня 2018Рост платежей за недвижимость предложили затормозить
С 2015 года в нашей стране начался поэтапный переход на расчет налога, исходя из кадастровой, а не инвентаризационной стоимости недвижимости. За это время реформа стартовала в 64 регионах. Все остальные должны ввести у себя новый порядок к 2020 году.
Кадастровая стоимость недвижимости ближе к рыночной цене и кратно превышает инвентаризационную. Чтобы резкий рост платежей не стал слишком серьезным бременем для собственников, в формулу расчета налога решено было заложить понижающие коэффициенты.Они применяются к разнице между суммой налога, рассчитанной по кадастровой стоимости, и суммой налога, рассчитанной в последний год применения схемы, основанной на инвентаризационной стоимости. Понижающие коэффициенты решено было использовать в течение первых четырех лет после перехода на новые правила: 0,2 - в первый год, 0,4 -- во второй год, 0,6 - в третий год и 0,8 - в четвертый год. Предполагалось, что начиная с пятого года налог будет уплачиваться в полном объеме.
Однако принятых мер по сдерживанию роста платежей за недвижимость оказалось недостаточно. Люди начали массово оспаривать результаты кадастровой оценки в судах и комиссиях при Росреестре.
Весной этого года проблема привлекла внимание президента страны. В 28 регионах, включая Москву и Подмосковье, Татарстан, Новосибирскую, Новгородскую области, где реформа стартовала еще в 2015 году, понижающий коэффициент успел вырасти до 0,6. Еще в 21 субъекте, который перешел на новые правила чуть позже, он увеличился до 0,4. Нагрузка на владельцев недвижимости стала еще более ощутимой. Обращаясь в марте с Посланием к Федеральному Собранию, глава государства заметил, что кадастровая стоимость вроде бы должна соответствовать рыночной, но в ряде случаев заметно ее превышает. "Мы так не договаривались", - сказал президент, поручив скорректировать порядок расчета налога.
В мае группа депутатов внесла в Госдуму поправки, которые меняют сложившуюся схему. Вчера нижняя палата парламента приняла их в первом чтении. В законопроекте предлагается, во-первых, отказаться от применения коэффициента 0,8 в формуле расчета налога, "заморозив" его на уровне 0,6. Во-вторых, исключить возможность пересчета налога "задним числом", если корректировка не приводит к уменьшению платежа. И главное, ввести ограничение в 10 процентов в части увеличения суммы налога к платежу предыдущего года. Применять этот механизм нужно уже при расчете налога за 2017 год в тех самых 28 регионах, которые начали реформу раньше всех, считают авторы законопроекта.
Эксперты оценивают поправки положительно. Если изменения будут приняты, рост налога будет не таким резким, платеж станет более устойчивым, говорит юрист земельно-имущественного департамента HEADS Consulting Александра Елизарова.
В случае принятия законопроекта программа перехода к расчету налога исходя из кадастровой стоимости будет растянута на более длительный срок, а повышение налога будет менее резким (хотя в конечном итоге намеченные законодателем уровни налогообложения все равно будут достигнуты), отмечает в свою очередь Ксения Казакова, партнер юридической компании Orient Рartners. Кроме того, будут сглажены последствия регулярного пересмотра регионами ставок налога и переоценки кадастровой стоимости (ее могут проводить раз в два года в городах федерального значения и раз в три - пять лет в других регионах. - Ред.), добавляет Казакова.В законопроекте есть еще одно значимое уточнение. Если результат кадастровой оценки был оспорен в комиссии или в суде, новая величина должна использоваться с момента, когда начала применяться оспоренная стоимость, а не с того года, в котором было подано заявление об оспаривании. "Это важное нововведение, которое исправляет не очень логичный порядок, содержащийся в действующем законодательстве", - поясняет Ксения Казакова.
Источник: "Российская Газета"